К методам распределения денежных средств относятся. Методы осуществления финансовой деятельности
4. Существуют следующие методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств (см. схему 3):
а)налоговый метод - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений в бюджет;
б)метод добровольного привлечения денежных средств - в форме вкладов населения в банки, приобретение облигаций и других ценных бумаг;
в)метод взимания сборов и пошлин, т.е. платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т.п.);
г)метод страхования - образуются страховые фонды;
д ) эмиссия денег - дополнительный выпуск денежных средств в обращение.
┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Методы мобилизации фондов денежных средств │
└────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┘
┌──────────┬─────────────┼────────────┬────────────┐
│ │ │ │ │
▼ │ ▼ │ ▼
┌───────────────┐ │ ┌────────────────────┐ │ ┌───────────────────┐
│Налоговый метод│ │ │Метод добровольного │ │ │ Взимание сборов │
│ │ │ │привлечения денежных│ │ │ и пошлин │
│ │ │ │ средств (вклады, │ │ │ │
│ │ │ │ гос. займы и др.) │ │ │ │
└───────────────┘ │ └────────────────────┘ │ └───────────────────┘
┌──────────────────┐ ┌───────────────────┐
│ Метод проведения │ │ Эмиссия денег │
│ страхования │ │ │
└──────────────────┘ └───────────────────┘
Схема 3. Методы мобилизации фондов денежных средств
Ко второй группе - методам распределения фондов денежных средств - относятся:
а)финансирование - плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;
б)кредитование - это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;
в)выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей , осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;
г) осуществление расчетов между различными субъектами (см. схему 4).
│ Методы распределения и перераспределения фондов денежных средств │
└──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘
│ 1. Финансирование ├─┼─┤ 2. Кредитование │
└────────────────────────────────┘ │ └──────────────────────────────────┘
┌────────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────────┐
│3. Выплата страховых возмещений,├─┴─┤ 4. Расчеты │
│ пенсий, пособий, выигрышей │ │ │
Схема 4. Методы распределения и перераспределения фондов денежных средств
Осуществление финансовой деятельности обусловлено объективным существованием финансов. Финансы (от лат. finire) представляют собой экономические отношения, посредством которых на основе планового распределения и перераспределения денежных средств аккумулируются и распределяются государственные денежные средства (см. схему 5).
Финансам свойственны распределительная и контрольная функции, в реализации которых и выражается их социально-экономическая роль в обществе. С помощью финансов происходит распределение (перераспределение) национального дохода, а также контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.
Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции, или распределения денежных средств, экономических отношений принято называть финансовым институтом; к этим отношениям относятся, например, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Финансы │
└───────────────┬──────────────────────────────────────┬────────────────┘
└───────────────┬────────────────┘ └─────────────────┬────────────────┘
┌───────────────┴────────────────┐ ┌─────────────────┴────────────────┐
│ Система стоимостных (денежных) │ │ Денежные фонды, мобилизуемые и │
│ отношений, в процессе которых │ │ используемые государством и │
│ формируются государственные │ │ муниципальными образованиями │
│ и муниципальные денежные фонды │ │ для реализации своих функций │
│ в результате распределения и │ │ │
│перераспределения национального │ │ │
│ дохода │ │ │
└────────────────────────────────┘ └──────────────────────────────────┘
Схема 5. Понятие финансов
В свою очередь, совокупность всех финансовых институтов (групп экономических отношений) в их взаимосвязи образует финансовую систему (см. схему 6):
1. Государственные финансы включают в себя централизованные финансы, аккумулированные в бюджетной системе, в том числе бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды (социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и др.).
2.Институт финансов предприятий , учреждений и организаций объединяет децентрализованные финансы: 1) предприятий, функционирующих на коммерческих началах; 2) учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность.
3. Институт кредитования образуют : 1) финансы, аккумулированные в банковской системе; 2) государственный кредит.
4. Институт страхования. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования: социальное, личное, имущественное, страхование ответственности, предпринимательских рисков, перестрахование.
┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Финансовая система │
└──────────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────┘
┌────────────────┬─────────────────┼───────────────┬─────────────────┐
│ │ │ │ │
┌───────┴───────┐ ┌─────┴──────┐ ┌───────┴──────┐ ┌─────┴─────┐ ┌────────┴───────┐
│Государственные│ │ Финансы │ │ Кредитование │ │Страхование│ │Местные финансы │
│ финансы │ │предприятий,│ │ │ │ │ │ │
│ │ │учреждений, │ │ │ │ │ │ │
│ │ │организаций │ │ │ │ │ │ │
└────────┬──────┘ └──────┬─────┘ └──────┬───────┘ └────┬──────┘ └────────────────┘
┌─────┴──────┐ │ ┌──────┴───────┐ │
│ │ │ │ │ │
┌──┴───┐┌───────┴───────┐ │ ┌──────┴────────┐┌────┴─────┐ │ ┌────────┐┌──────────────┐
│Бюджет││Государственные│ │ │Государственный││ Финансы │ │ │ Бюджет ││ Внебюджетные │
│ ││ внебюджетные │ │ │ кредит ││банковской│ │ │ ││ фонды │
│ ││ фонды │ │ │ ││ системы │ │ │ ││ │
└──────┘└───────────────┘ │ └───────────────┘└──────────┘ │ └────────┘└──────────────┘
┌─────────────┴─┐ ┌─────────┴─┬─────────────┐
│ │ │ │ │
┌──────┴─────┐┌────────┴─────┐ ┌───┴──┐┌───────┴─────┐┌──────┴────┐
│ Финансы ││ Финансы │ │Личное││Имущественное││Другие виды│
│коммерческих││некоммерческих│ └──────┘└─────────────┘└───────────┘
│организаций ││ учреждений, │
│ ││организаций и │
│ ││ общественных │
│ ││ организаций │
└────────────┘└──────────────┘
Схема 6. Финансовая система государства
5. Местные финансы. В соответствии с законодательством местные финансы включают средства местного бюджета, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы.
Финансовую деятельность осуществляют все органы государства и муниципальных образований. В то же время ее значимость и специфический характер обуславливают необходимость формирования специальных субъектов, наделяемых соответствующей компетенцией в сфере финансов. К ним в первую очередь относятся Министерство финансов РФ и Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
Важнейшую роль в процессе проведения финансовой деятельности играет Министерство финансов РФ , Положение о котором утверждено ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г . В соответствии с названным Постановлением министерство является федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности , производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Положением закреплен ряд полномочий Министерства финансов (см. схему 7).
Для реализации перечисленных полномочий в структуре Министерства финансов РФ образованы следующие департаменты (см. схему 8).
Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб (см. схему 9).
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Полномочия │
└──────────────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┐
┌─────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────────────────┐
│ Вносит в Правительство РФ │ │Принимает нормативные правовые│ │ │
│проекты федеральных законов, │ │ акты в сфере финансов п. 5.2 │ │ Осуществляет │
│ нормативных правовых актов │ │Постановления Правительства РФ│ │ │
│Президента РФ и Правительства│ │ от 30.06.2004 г. │ │ │
│ РФ в сфере финансов │ │ "О Министерстве финансов РФ" │ │ │
└─────────────────────────────┘ └──────────────────────────────┘ └───────────────────────┬─────────────────────┘
┌──────────────┬─────────────────┬─────────────────┬───────────────────┬──────────┴┬─────────────┐
▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼
┌────────────┐┌───────────────┐┌─────────────────┐┌───────────────┐┌───────────────┐┌───────────┐┌─────────────┐
│составление ││представление в││ управление ││ выполнение ││ управление ││ сбор, ││ организацию │
│ проекта ││ правительство ││ средствами ││ функций ││государственным││обработку ││перечисления │
│федерального││ отчетности об ││стабилизационного││ эмитента ││ долгом РФ ││ и анализ ││межбюджетных │
│ бюджета ││ исполнении ││ фонда ││государственных││ ││информации ││ трансфертов │
│ ││ федерального ││ ││ ценных бумаг ││ ││о состоянии││ │
│ ││ бюджета ││ ││ ││ ││ финансов ││ │
└────────────┘└───────────────┘└─────────────────┘└───────────────┘└───────────────┘└───────────┘└─────────────┘
Схема 7. Полномочия Министерства финансов РФ
┌─────────────────┐ ┌───────────┐ ┌───────────┐ ┌─────────────────────┐ ┌──────────────────┐
│ Департамент │ │Департамент│ │Департамент│ │ Департамент │ │ Департамент │
│административный │ │ бюджетной │ │налоговой и│ │ международных │ │ финансовой │
│ │ │ политики │ │таможенно- │ │финансовых отношений,│ │ политики │
│ │ │ │ │ тарифной │ │ государственного │ │ │
│ │ │ │ │ политики │ │ долга и │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ государственных │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ финансовых активов │ │ │
└────────┬────────┘ └─────┬─────┘ └─────┬─────┘ └──────────┬──────────┘ └─────────┬────────┘
│ │ │ │ │
└────────────────┴─────────────┴───┬──────────────┴──────────────────────┘
┌──────────────────┐ │ ┌────────────────────┐
│ Департамент │ │ │ Департамент │
│бюджетной политики│ ┌─────────────────────┴──────────────────────┐ │ регулирования │
│ в сфере ├──┤Центральный аппарат Министерства финансов РФ├──┤ государственного │
│ государственной │ └─────────────────────┬──────────────────────┘ │ финансового │
│ военной и │ │ │ контроля, │
│правоохранительной│ │ │ аудиторской │
│ службы и │ │ │ деятельности, │
│ государственного │ │ │бухгалтерского учета│
│оборонного закона │ │ │ и отчетности │
└──────────────────┘ │ └────────────────────┘
┌───────────────────┬─────────┴────────────┬────────────────┐
┌─────┴──────┐ ┌──────────┴──────────┐ ┌─────────┴────────┐ ┌─────┴─────┐
│Департамент │ │ Департамент │ │ Департамент │ │ Правовой │
│межбюджетных│ │ бюджетной политики │ │бюджетной политики│ │департамент│
│ отношений │ │в отраслях социальной│ │ в отраслях │ │ │
│ │ │ сферы и науки │ │ экономики │ │ │
└────────────┘ └─────────────────────┘ └──────────────────┘ └───────────┘
Схема 8. Структура Министерства финансов РФ
│ Министерство финансов РФ │
┌──────────────────────────────────────────────────────┐
│ осуществляет координацию и контроль деятельности │
│ находящихся в его ведении │
└───────────────────────────┬──────────────────────────┘
┌────────────┬────────────┬────────────┬─────────────┬───────────────────┐
▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼
┌───────────┐┌───────────┐┌───────────┐┌────────────┐┌────────────┐┌───────────────────────┐
│Федеральной││Федеральной││Федеральной││Федеральной ││Федерального││Контроль за исполнением│
│ налоговой ││ службы ││ службы ││ службы по ││казначейства││Федеральной таможенной │
│ службы ││страхового ││финансово- ││финансовому ││ ││ службой нормативных │
│ ││ надзора ││бюджетного ││мониторингу ││ ││ правовых актов по │
│ ││ ││ надзора ││ценных бумаг││ ││ вопросам исчисления и │
│ ││ ││ ││ ││ ││ взимания таможенных │
│ ││ ││ ││ ││ ││ платежей, определения │
│ ││ ││ ││ ││ ││ таможенной стоимости │
│ ││ ││ ││ ││ ││товаров и транспортных │
│ ││ ││ ││ ││ ││ средств │
└───────────┘└───────────┘└───────────┘└────────────┘└────────────┘└───────────────────────┘
Схема 9. Взаимодействие Министерства финансов РФ с федеральными службами
Осуществляется финансовая деятельность специальным аппаратом на основании разнообразных методов (в том числе - стимулов, ограничений и санкций).
В зависимости от участников финансовой деятельности методы ее осуществления делятся надве группы:
Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств (добровольные, обязательные и смешанные );
Методы их распределения и использования.
1) Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на виды:
а)налоговый метод - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений в бюджет;
б)обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами - в фонды занятости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.;
в) добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобретение облигаций и других ценных бумаг, государственных и муниципальных займов, лотерей, благотворительных пожертвований;
г)взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.);
д) с помощьюметода страхования образуются страховые фонды;
е)эмиссия денег - дополнительный выпуск денежных средств в обращение.
2) Методы распределения фондов денежных средств:
а)финансирование - плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;
б)кредитование - это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;
в) выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;
г) осуществление расчетов между различными субъектами.
Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств, экономических отношении принято называтьфинансовым институтом, к которым относятся, например, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.
Соотношение методов обязательных и добровольных платежей зависит от многих факторов: политического курса государства и местных органов власти, потребности в финансовых ресурсах, уровня жизни населения и т. д.
При распределении денежных средств используются финансирование и кредитование .
Финансирование предназначено для сохранения непрерывной и возобновляющейся производственной деятельности государственных и муниципальных предприятий. Это обеспечение денежными средствами потребностей расширенного воспроизводства.
В условиях рыночной экономики государственные и муниципальные органы власти финансируют только целевые местные программы. Государственные и муниципальные нужды обеспечиваются за счет бюджетных средств и внебюджетных источников, привлекаемых для решения поставленных задач.
Кроме прямого финансирования в целях экономического развития государство может использовать косвенное финансирование в виде налоговых льгот, валютных средств, оставляемых на льготных условиях в распоряжении предприятия, и т. п. Конкретные виды, размеры и порядок предоставления финансовых льгот устанавливаются органами государственной власти и органами местного самоуправления во время утверждения конкретной целевой программы.
Через бюджетную систему осуществляется и опосредованное финансирование государством важных мероприятий и программ.
Кредитование , как и финансирование, обеспечивает финансовые потребности процесса расширенного воспроизводства, но отличается возмездностью , срочностью и возвратностью . Кредиты из государственных и муниципальных средств предоставляются в основном частным предприятиям, но возможны случаи получения государственных и муниципальных кредитов и бюджетными предприятиями, учреждениями, организациями.
Использование государственных и муниципальных денежных средств осуществляется посредством расчетных операций , которые могут быть в наличной и безналичной формах.
Финансовая деятельность осуществляется государством как охранительными , так и регулятивными способами, административными и экономическими методами. В условиях рыночной экономики применение административных методов в финансовой деятельности сокращается. Они используются в органичном единстве с экономическими методами. Регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований в современных условиях направлено на усиление экономической обоснованности любых административных решений и на устранение элементов администрирования в финансовой деятельности.
Виды органов, осуществляющих финансовую деятельность:
1) органы общей компетенции, осуществляющие общее регулирование и контроль за финансовой деятельностью:
а) Президент РФ - подписывает и обнародует федеральный закон о федеральном бюджете;
б)законодательные (представительные) органы РФ, субъектов РФ и муниципальных образований (например, Федеральное Собрание РФ) -рассматривают и принимают (либо отклоняют) бюджеты соответствующих уровней;
в) исполнительные органы РФ, ее субъектов и муниципальных образований (например, Правительство РФ) - представляют проект бюджета в законодательные (представительные) органы, осуществляют общее управление его исполнением;
2) органы специальной компетенции, созданные специально для осуществления финансовой деятельности:
а) Министерство финансов РФ.
б)Федеральное казначейство РФ.
в)Министерство РФ по налогам и сборам. Основные задачи в области осуществления финансовой деятельности.
» рассматривается в двух аспектах как совокупность:
- экономических отношений , возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;
- фондов денежных средств , мобилизованных государством для осуществления своих задач.
Финансовая система РФ, ее состав
Совокупность звеньев в их взаимосвязи, входящих в состав финансов Российской Федерации, образуют финансовую систему России, которую составляют следующие институты:
- с входящими в нее и ;
- внебюджетные целевые фонды;
- , объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
- (государственный и банковский).
В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.
Финансовый институт — это группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.
Единство финансовой системы РФ
Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.
Единство финансовой политики — необходимое условие гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст.75).
Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления
Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.
Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.
Принципы финансовой деятельности
Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т. е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.
Основными из них являются федерализм, законность, гласность, плановость.
Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).
Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.
Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.
Методы осуществления финансовой деятельности
Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.
Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования .
Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты — налоговый метод — метод установления налогов. В отличие от налогового метода, которому свойственен принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов — покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д.
При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.
Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств.
Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования — как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.
Конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации
Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73,76).
Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства
Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов , специально созданных для управления финансами и для осуществления в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья : бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Так, система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Федеральное казначейство, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов РФ и соответствующих нижестоящих органов.
В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы федерального казначейства . Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.
Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.
В соответствии с Конституцией РФ Государственная дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам ; ; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.
Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которыми строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).
Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет .
Финансово-бюджетное управление Президента РФ образовано в целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ. Его деятельность распространяется на область общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.
Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой кредитной и денежной политики, определенные федеральным конституционным законом «О правительстве Российской Федерации». В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и предоставляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т. д.
Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.
Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций.
Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной функции были созданы специальные органы государственного управления:
- Российской Федерации;
- Российской Федерации;
- законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;
- подзаконные.
- основной финансовый план государства — РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;
- финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;
- финансово-кредитные и кассовые планы банков;
- финансовые планы страховых организаций;
- финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;
- финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;
- сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете.
Итак, финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.
Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, юридической природе, органам, издающим их, и другим основаниям.
По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т. е. правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательства (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т. д.
По юридической природе финансово-правовые акты делятся на:
Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т. е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.
К финансово-плановым актам относятся:Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственных органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения — министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия как любой финансово-правовой акт.
Одной из специфических признаков финансов является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, которые всегда приобретают специфической формы финансовых ресурсов. в Финансовые ресурсы - это фонды денежных средств, формируемые государством, субъектами хозяйствования и населением и находятся в их распоряжении. Финансовые ресурсы характеризуют финансовое состояние экономики и одновременно является источником ее развития, формируются за счет различных видов денежных доходов, поступлений и отчислений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, удовлетворение социальных и других потребностей общества.
Финансовые ресурсы государства является целостной системой общественных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью выполнения задач и функций государства.
Они выступают в двух формах:
- централизованные финансовые ресурсы, которые формируются на уровне государства в процессе его финансовой деятельности;
- децентрализованные финансовые ресурсы, которые формируются на уровне хозяйствующих субъектов для обеспечения их хозяйственной деятельности и на уровне домашних хозяйств для обеспечения надлежащих условий жизни членов домохозяйств и их воспроизведение.
Следовательно, финансовые ресурсы, которые существуют в государстве, накапливаются на трех уровнях экономической системы. Фонды финансовых ресурсов аккумулируются прежде всего на микроуровне, то есть в пределах домашних хозяйств. В этом случае источником их формирования могут быть как финансовые ресурсы сферы государственных финансов, так и финансовые ресурсы предпринимательства. То есть финансовые ресурсы на микроуровне накапливаются которую результате создания ВВП, так и вследствие их перераспределения. На этом уровне финансовые ресурсы имеют форму накоплений и вкладов в банковскую систему.
На мезоуровне финансовые ресурсы накапливаются у субъектов предпринимательской деятельности и является непосредственным следствием нового распределения созданного ВВП, Финансовые ресурсы субъектов хозяйствования имеют форму фондов и капитала хозяйствующих субъектов.
На макроуровне финансовые ресурсы государства являются результатом распределения, перераспределения и централизации ВВП и имеют форму бюджетных и внебюджетных фондов финансовых ресурсов. Государственные финансы состоят, во-первых, из собственно государственных финансов, во-вторых, с региональных финансов, в-третьих, с местных финансов. Базой этих видов государственных финансов являются соответствующие бюджеты - федеральный, региональный, местный, которые являются денежными фондами формирования и использования финансовых ресурсов определенных уровней управления государственными структурами.
Основными источниками формирования денежных доходов государства являются: налоги (от дохода, благ и услуг, капитала, земли, имущества или других видов недвижимости); различного рода сборы (сборы за визы, сборы за разнообразные разрешения и подписи, лицензионные сборы и т. п); так называемые неналоговые источники (субсидии, ссуды путем выпуска и размещения облигаций, доходов от лотереи, доходов от государственной предпринимательской деятельности и тому подобное).
По формам происхождения государственные финансовые ресурсы разделяются на ресурсы накопления (прибыль, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления) и на ресурсы вторичного распределения и перераспределения (прямые и косвенные налоги, доходы от внешнеэкономической деятельности, прирост долгосрочных вкладов и др). Между распределением финансовых ресурсов государства за источниками формирования существует обратная зависимость: чем большая часть ресурсов в государстве образуется как ресурсы накопления, тем меньшая часть их образуется в результате распределения и перераспределения. Однако эта зависимость не является прямой: например, когда амортизационные отчисления только отражают простое воспроизводство стоимости основных фондов, то количество ресурсов накопления в государстве в целом будет незначительным.
Главным источником ресурсов распределения являются налоги и прибыль. Прибыль напрямую зависит от размера амортизационных отчислений: чем меньше размер амортизационных отчислений, тем больше размеры прибыли и налога с прибыли.
Финансовая деятельность любого государства направлена на решение двух основных задач: во-первых, собрать предусмотренные государственным бюджетом средства и распределить их согласно общественных потребностей; во-вторых, - проконтролировать законность собирания, распределения и использования государственных средств. Государство осуществляет свою финансовую деятельность с помощью соответствующих методов, которые представляют собой совокупность приемов и способов, с помощью которых уполномоченные государством органы от своего имени формируют, распоряжаются и используют фонды денежных средств.
Методы финансовой деятельности делятся на три группы:
1) методы формирования финансовых ресурсов;
2) методы распределения финансовых ресурсов;
3) методы использования финансовых ресурсов. Методами формирования финансовых ресурсов являются:
- обязательный метод мобилизации финансовых ресурсов, является ведущим методом и заключается в принудительном и безвозмездном изъятии части денежных средств у их собственников в пользу государства. Самыми распространенными видами обязательных платежей являются налоги, а также различные государственные сборы;
- добровольный метод мобилизации финансовых ресурсов, который заключается преимущественно в диспозитивных способах обеспечения финансовых поступлений и механизмов кредитования. Этот метод предполагает отсутствие императива (повеления) со стороны государства во время осуществления платежей и реализуется путем проведения государственных лотерей, выпуска государством облигаций, других ценных бумаг, добровольных пожертвований физических и юридических лиц и тому подобное.
Методы распределения финансовых ресурсов:
- метод финансирования, который означает безвозвратный, безвозмездный, целевой, плановый отпуск денежных средств из централизованного фонда, осуществляется на основании утвержденных финансовых планов;
- метод кредитования, который заключается в выделении средств на основаниях целевого назначения, платности, возвратности и срочности.
Методы финансирования делятся на подвиды в зависимости от определенных признаков, например, от цели использования средств, источников их образования, организационно-правовых режимов, объекта, субъектов и тому подобное.
Так, если финансовые ресурсы выделяются из государственного бюджета, то это бюджетное финансирование; при выделении денежных средств из ведомственных фондов, например фондов министерств) финансирование приобретает характер ведомственного; выделение средств из целевых фондов - это финансирование из целевых фондов.
в Зависимости от субъекта, который получает денежные ресурсы, и условий их получения выделяют:
- дотацию - помощь, оказываемая предприятиям, учреждениям и организациям на покрытие убытков, обусловленных независимыми от них причинами. В финансовой деятельности государства используются различные виды дотаций. Бюджетная дотация - это безвозмездная, безвозвратная помощь из бюджета высшего уровня бюджету низшего, которая не носит целевого характера и предоставляется в случае превышения расходов над доходами. В бюджетной деятельности применяется также дотация выравнивания^ то есть межбюджетный трансферт на выравнивание доходной способности бюджета, который его получает;
- субвенция - межбюджетный трансферт для применения с определенной целью в порядке, определенном тем органом, который принял решение о предоставлении субвенции. С юридической точки зрения, субвенция - это бюджетная дотация, которая носит целевой характер. Субвенция используется как способ бюджетного регулирования с целью сбалансирования бюджетов низшего уровня и предоставляется с четко определенным назначением как частичная государственная финансовая помощь на программы и мероприятия, направленные на поддержку гарантированного законодательством минимума социальной обеспеченности населения регионов, где такой минимум не обеспечивается собственными бюджетными доходами по независящим от них причинам экономического развития;
- субсидию - целевую денежную помощь, которая предоставляется государством за счет средств бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным государственным органам, другим государствам. В бюджетной деятельности субсидия применяется с целью сбалансирования региональных и местных бюджетов, укрепления их доходной базы и всегда передается безвозвратно и безвозмездно из вышестоящих звеньев бюджетной системы низшим звеньям для финансирования конкретных мероприятий и учреждений, то есть имеет целевой характер.
Методы использования финансовых ресурсов:
- метод установления целевого назначения государственных фондов денежных средств, который заключается в том, что государство при формировании финансовой системы одновременно определяет денежные фонды и направления их использования. Так, создав Пенсионный фонд Украины, государство определило его назначение, закрепив в нормативных актах задачи и функции этого фонда;
- метод определения порядка использования средств, полученных из соответствующего фонда, заключается в том, что полученные из государственного фонда средства всегда имеют свое назначение и могут расходоваться только на те цели, на которые они выделены;
- метод установления порядка распределения прибыли государственных хозяйствующих субъектов, с помощью которого государство определяет характер использования этих доходов и, соответственно, предоставляет государственным средствам целевое назначение;
- метод установления компетентными органами финансовых нормативов и лимитов использования денежных средств, благодаря которому государство устанавливает минимальные и максимальные границы, а также размеры выделения и расходования денежных средств по определенному направлению.
Использование методов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов определяется содержанием и характером общественных отношений, которые регулируются государством.
Финансовая деятельность любого государства представляет собой процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства и органов местного самоуправления.
Финансовая деятельность вызвана объективной необходимостью распределения и перераспределения в денежной форме национального дохода. Это первое объективное условие существования финансовой деятельности.
Товарное производство и действие закона стоимости объективно определили необходимость существования денег, кредита, других экономических категорий, что является вторым условием существования финансовой деятельности (см. схему 1).
В процессе осуществления финансовой деятельности государство решает в данной сфере следующие три задачи:
1. В соответствии с федеральным бюджетом - финансовым планом обеспечить плановое собирание и распределение (перераспределение) денежных фондов в соответствии с целями государства.
2. Распределить фонды денежных средств таким образом, чтобы стимулировать развитие процесса производства.
3. Контрольная задача означает необходимость осуществления финансового контроля за законностью и целесообразностью собирания, распределения и использования денежных ресурсов (см. схему 2).
Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разнообразных методов, различие которых определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собирания и распределения денежных фондов. В зависимости от двух сторон финансовой деятельности методы ее осуществления делятся на две группы:
1) методы собирания фондов денежных средств;
2) методы их распределения и использования (см. схему 3).;
Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на следующие виды:
а) налоговый метод - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений в бюджет;
б) метод обязательных взносов (платежей) юридическими и физическимилицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами - в фонды занятости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.;
в) государство использует метод добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобретение облигаций и других ценных бумаг;
г) метод взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.)-
д) с помощью метода страхования образуются страховые фонды;
е) эмиссия денег - дополнительный выпуск денежных средств в обращение (см. схему 4).
Ко второй группе - методам распределения фондов денежных средств относятся:
а) финансирование - плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;
б) кредитование - это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;
в) выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;
г) осуществление расчетов между различными субъектами (см. схему 5) Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств, экономических отношении принято называть финансовым институтом, к которым относятся например, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.
В свою очередь, совокупность и взаимосвязь всех финансовых институтов (групп экономических отношений) образует финансовую систему (см. схему 7):
1. Государственные финансы включают в себя бюджетную систему государственные внебюджетные фонды (социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и другие), государственный кредит.-
2. Институт финансов предприятий, учреждений и организаций объединяет финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, и финансы общественных объединений.
3. Институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по поводу привлечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд.
4. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования: социальное, личное, имущественное, страхование ответственности, предпринимательских рисков, перестрахование.
5. Местные финансы. В соответствии с Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. местные финансы включают средства местного бюджета государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы.
Схема 1. Понятие финансовой деятельности государства