dorogagizni.ru

Формы государства. Понятие и виды форм правления Какая форма правления в государствах

Форма правления – это организация высших органов государственной власти, порядок их образования, структура, компетенция, длительность их полномочий и взаимоотношения между собой, с населением, степень участия населения в их формировании.

Она определяет основные принципы организации высших органов власти.

Основными формами в соответствии с принципами подданства или гражданства являются монархия и республика. Формы правления различаются в зависимости от тог, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу.

Монархия.

Монархия – форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха, который выполняет функции главы государства,и законодательной, и во многом исполнительной власти, занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Юридические свойства монархии:

1. во главе государства находится монарх, который пользуется своей властью по наследству, хотя возможны варианты, когда началу той или иной монархической династии кладут выборы (дом Романовых в России).

2. монарх приобретает власть по принципу крови, наследуя ее по собственному праву

3. пожизненное и бессрочное пользование властью

4. в руках монарха сосредоточена вся полнота верховной государственной власти

5. монарх выступает источником всякого права, только с его волеизъявления те или иные постановления могут приобретать силу закона. Монарх находится во главе исполнительной власти, от его имени творится правосудие, ему принадлежит право помилования

6. монарх персонифицирует государство, выступая от имени всего народа

7. на международной арене, в отношениях с другими государствами монарх единолично представляет свое государство

8. за результаты своей деятельности монарх не несет юридической ответственности

9. монарх получает значительное содержание из государственной казны, имеет право на особую охрану.

Существуют 2 формы монархии:

1. абсолютная (неограниченная) – некоторые монархии Среднего Востока – Саудовская Аравия.

Основной признак абсолютной монархической формы правления – это отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих полномочия монарха. Ей свойственны наличие постоянной армии во главе с монархом и государственной казны с системой постоянных податей, с зачатками таможенной системы, господство дворян. Ликвидируются или приходят в полный упадок сословные представительные учреждения, утверждается политическое и гражданское бесправие народа.

2. ограниченная (конституционная) – высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами

а) дуалистическая – Австро-Венгрия в 19-20 веке. (Государственная власть носит двойственный характер, она фактически и юридически разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Управление страной осуществляет монарх, перед которым несут ответственность министры. Правительство образуется независимо от партийного состава в парламенте. Дуализм заключается в том, что монарх преимущественно выражает интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. В таких монархиях за монархом остаются исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать министров и других должностных лиц, ему принадлежит право вето и право неограниченного роспуска парламента).

б) парламентарная – Япония, Великобритания, Австралия, Испания, Швеция, Норвегия и др. (монарх – номинальный глава государства, такое должностное лицо, у которого нет реальных полномочий какой-либо ветви государственной власти. Фактические полномочия высших органов законодательной и исполнительной власти осуществляют парламент и образуемое им правительство. Правительство формируется парламентом из представителей определенных партий, получивших большинство голосов на выборах и ответственно только перед ним. Лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мандатов, становится главой правительства. Конституция формально относит к компетенции номинального монарха широкий круг вопросов, но монарх не вправе решать их самостоятельно. Существует институт контрасигнатуры, который означает, что подпись монарха действительна лишь при наличии подписи премьер-министра или другого компетентного члена правительства).

В современных условиях есть такие нетипичные монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а избирается через определенный промежуток времени. В ОАЭ выборы монарха проводят раз в пять лет.

Может быть сословно-представительная монархия - влияние представительного органа (в Англии влияют финансы), конституционная монархия - очень близко к парламентской республике.

Республика – форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Принцип разделения властей - принцип республиканский.

Юридические свойства республики:

1. ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных органов конкретным сроком

2. выборность главы государства и других верховных ОГВ

3. ответственность главы государства в случаях, определенных законом

4. коллегиальность правления, позволяющая обеспечивать их взаимное сдерживание от возможного произвола

5. президент представляет интересы государства в международных отношениях

6. обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов

7. преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.

Истории известны различные республиканские формы: президентские и парламентские. Они различаются тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и перед кем правительство несет ответственность.

В президентской республике (США, Сирия):

1) Правительство формируется Президентом и ответственно перед ним,

2) Президент - глава государства, глава Правительства, глава исполнительно-распорядительной власти, поэтому обычно здесь нет должности премьер-министра.

3) Президент не вмешивается в законодательную деятельность, не несет политической ответственности перед парламентом, не обладает правом законодательной инициативы, обладает правом отлагательного вето, которое можно преодолеть квалифицированным большинством (2/3 голосов),

4) Президент не имеет права распустить Парламент, законодательная власть контролируется непосредственно населением путем выборов.

5) парламент не вправе отправить в отставку как правительство в целом, так и отдельных его членов.

6) Президент обладает широкими полномочиями: объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, председательствует на заседаниях правительства, назначает членов Верховного суда и др.

Парламентская республика (Италия, Германия, Индия):

1) Правительство формируется Парламентом из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте, оно ответственно перед Парламентом, не имеет строго проведенного принципа разделения властей между законодательной и исполнительной властью (например, министр может быть членом Парламента),

2) Президент избирается, как правило, высшей палатой представительного органа, а не народом, как в президентской республике, он является главой государства, но вся его деятельность сводиться к представлению государства на международном уровне, существенного влияния он не играет, так как ни одно его решение не может быть проведено в жизнь без согласия Премьер-министра, министра.

3) главой исполнительной власти является Премьер-министр,

4) Правительство не может распустить парламент, а Парламент может распустить Правительство.

5) Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений развития страны, решение вопросов внешней политики.

Социалистическая республика (Комаров) – это особая форма правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, согласно марксистской теории, должна была стать подлинно демократической республикой. Особенности:

· Соединение высших и местных органов власти в единую представительную систему

· Ведущее положение представительных органов, составляющих основу аппарата государственной власти

· Сочетание экономического, социально-политического и культурно-воспитательного руководства общественной жизнью

· Создание необходимых условий для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни

· Отрицание идеи разделения властей

3 разновидности социалистической республиканской формы правления:

1. Парижская коммуна

2. Советская республика

3. народно-демократическая республика.

Смешанная (полупрезидентская) республика (Россия):

1. Правительство формируется Президентом, но принимает участие Госдума при назначении Председателя Правительства (дают согласие на кандидатуру).

2. Президент является главой государства, но не является главой исполнительно-распорядительной власти (Председатель Правительства). Президент имеет право участвовать в заседаниях Правительства в качестве Председателя. Все силовые ведомства непосредственно подчинены Президенту (МВД, МИД). Фактически Президент является и главой исполнительно-распорядительной власти.

3. В президентской республике Парламент не обладает правом выразить недоверие Правительству, а в РФ - имеет такое право и это может привести к отставке Правительства (теоретически). Фактически - у нас сильная президентская республика.

4. Президент имеет право законодательной инициативы, он вмешивается в законодательный процесс, занимается законотворческой деятельностью - может регулировать те отношения, которые не урегулированы Парламентом. Иногда Парламент прямо делегирует свои полномочия Президенту.

Участие ГД ФС РФ в процессе формирования правительства

1. Президент может сам назначить премьер министра, если ГД 3 раза отклонить кандидатуру.

2. Глава исполнительной власти – Председатель Правительства:

а) Имеет возможность председательствовать на собраниях Правительства, формировать повестку дня;

б) Президент может отправить в отставку премьер министра, имеет право роспуска парламента (при неодобрении премьер министром).

Это дает основание сделать выводы, что РФ – президентская республика со своими особенностями.

Форма правления – это порядок формирования органов государственной власти.

Парламент:

1. ГД состоит из 450 депутатов, 225 из которых избирается по парламентским спискам. Партии формируются исполнительно распорядительной властью. Органы исполнительной власти создают партии, через партии формулируют угодный для себя Парламент.

Форма государства – система организации государственной власти, действующая в совокупности. Она включает в себя следующие элементы :

1) форма правления – система организации государственных органов, порядок их образования, деятельности, компетенция;

2) форма государственного устройства – территориальная организация государства с соответствующим распределением полномочий между центральным и региональным уровнем власти. Основные виды форм государственного устройства:

а) унитарное государство – государство, которое имеет простое административно-территориальное деление и составные части которого не обладают суверенными правами и не имеют статуса государственных образований;

б) федерация – такая система государственного устройства, при которой части государства представляют собой самостоятельные государственные образования, обладающие суверенитетом, со всеми вытекающими отсюда последствиями;

в) конфедерация – временное объединение суверенных государств, созданное ими для достижения определенных целей;

3) политический режим – методы осуществления государственной власти, с помощью которых происходит реализация функций государства. К ним относятся убеждение, принуждение, поощрение, наказание.

Основными формами правления являются: 1) монархия – верховная власть в стране принадлежит правителю по праву наследования на неограниченный период, пожизненно. Монархия как форма правления присутствует в следующих государствах: Великобритания, Швеция, Голландия,

Бельгия (в Европе), Саудовская Аравия, Япония (в Азии), Марокко (в Африке) и другие. Существуют два вида монархий:

а) абсолютная – власть монарха ничем не ограничена;

б) ограниченная – одновременно с верховным правителем (монархом) в стране управляет выборный, избираемый народом орган (парламент). Формально в этих странах провозглашено разделение властей и полномочий. Фактически монарх обладает минимумом власти, и его функции имеют больше символический, церемониальный характер (Швеция, Дания, Великобритания, Япония и др);

2) республика – такая форма правления, при которой государственная власть принадлежит выборным государственным органам, избираемым населением на определенный срок. Виды республик:

а) президентская – полномочия по формированию правительства принадлежат президенту, который реализует их при незначительном парламентском контроле. При этом президент выполняет функции как главы государства, так и главы правительства;

б) парламентская – президенту принадлежат исключительно представительские функции, правительство формируется парламентом, перед которым оно несет ответственность за свою деятельность.

в) смешанная – характеризуется тем, что в таких республиках правительство подотчетно в своей деятельности и правительству, и парламенту, которые в той или иной мере делят свой контроль над ним. В частности, подобная форма правления характерна для Российской Федерации.

Форма правления раскрывает три главные характеристики государства:

Организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании;

Взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;

3) обеспечивает единство системы исполнительной власти в масштабе страны.

В настоящее время идет переосмысление понимания формы правления, поскольку появляются модели организации высших органов государственной власти, которые нельзя отнести ни к одной из описанных выше моделей. В современном мире появляются выборные монархи (Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия) и вместе с тем пожизненные президенты.

Политико-территориальная организация (государственное устройство)

В юридической литературе термином «государственное устройство» обозначается политико-территориальная организация государства, в том числе характер взаимоотношений между центральными и местными властями. Иногда пишут, что государственное устройство - это организация территории государства, соотношение государства как целого с его составными элементами (частями).

История свидетельствует, что разные государства всегда отличались друг от друга внутренним строением, способом территориального деления, а также степенью централизации государственной власти.

Существует две разновидности государственного устройства: простая (унитарное государство) и сложная (федеративное государство).

В целом же взаимодействие между федерацией и ее субъектами происходит противоречиво: идет как усиление центральной власти, так и ее ослабление. Развитие современного федерализма свидетельствует о том, что преобладает тенденция к интеграции федерального центра и субъектов при определенных гарантиях прав субъектов. В то же время наблюдаются серьезные всплески сепаратизма, которые имеют место в государствах разного уровня развития - Австралии, Канаде, Индии, Бельгии, Нигерии, России.

Важно отметить, что входящие в федерацию субъекты не обладают суверенитетом , т. е. полным верховенством на своей территории, независимостью в международных отношениях, лишены права выходить из федерации (права сецессии). В настоящее время ни одно государство мира не закрепляет права сецессии за субъектами федерации. Попытки сецессии заканчивались по-разному. Так, в войне 1861-1865 гг. в США силой оружия были возвращены 11 южных штатов, заявивших о создании своей конфедерации. А Верховный суд США установил, что союз США нерасторжим.

В Мексике два штата в 1938 г. пытались осуществить право сецессии, но безрезультатно. Вооруженным путем было пресечено стремление нескольких штатов выйти из состава Нигерии в 60-х годах XX в. Но были и успешные сецессии. Например, в 1965 г. из состава Малайзии вышел штат Сингапур и образовал город-государство, которое успешно развивается.

Вооруженным путем было реализовано право сецессии штатом Бангладеш, который вышел из состава Пакистана и образовал самостоятельное государство в 1973 г. Считается, что право сецессии осуществили в 1991 г. Прибалтийские республики.

Теоретически закрепление в конституциях права сецессии является демократическим , особенно если речь идет о праве наций на самоопределение в федерациях, построенных по национальному или национально-территориальному признакам. Но это право не может быть абсолютным и безграничным, поскольку надо уважать права других субъектов, интересы государства как целостного образования, в том числе экономические, культурные и иные связи, сложившиеся в обществе.

Отсутствие у субъектов федерации полного верховенства на своей территории основано на том, что федеральное законодательство распространяет свою силу на всю территорию государства. Более того, в конституциях США, России, Канады, Мексики и др. закреплен приоритет федеральных законов в случаях противоречия между федеральными актами и законодательством субъектов федерации.

Субъекты лишены права самостоятельно выступать на мировой политической арене. Этого права не признает за ними и международное право. В США, Канаде, Австралии факт несуверенности штатов подтвержден решениями верховных судов этих государств. В конституциях названных государств ничего не говорится о суверенитете субъектов федерации.

На развитие федеративных отношений большое влияние оказывает ряд чрезвычайных средств политического и правового характера, которыми обладает федеральный центр. Так, он вправе вводить войска на территорию субъекта для защиты от внутренних беспорядков, устанавливать чрезвычайное положение, когда возможна приостановка полномочий власти на местах, в том числе право отрешать от должности глав субъектов и распускать их парламенты.

Россия по государственному устройству - централизованная федерация .

Это обусловлено следующими конституционными установлениями:

1) единство правового пространства (ч. 2 ст. 4);

2) единство экономического пространства (ч. 1 ст. 8);

3) единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5);

4) единство системы исполнительной власти в пределах федерального ведения и полномочий Центра по предметам совместного ведения с субъектами Федерации (ч. 2 ст. 77).

Централизация проявляется также в полномочиях федерального Центра вмешиваться в чрезвычайных ситуациях в дела субъектов, а также в учреждении федеральных округов и назначении Президентом РФ полномочных представителей в этих округах.

Как известно, федерация многолика. Существуют две концепции теоретического обоснования федерализма как формы организации управления страной: дуалистический и кооперативный федерализм . Концепция дуалистического федерализма базируется на принципе жесткого разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами.

Каждый из них имеет строго фиксированную компетенцию и не вмешивается в дела другого, т. е. самостоятельно реализует свой статус. Кооперативный федерализм основан на принципе взаимного дополнения и взаимовыгодного сотрудничества федерации и субъектов, солидарной ответственности в сфере совместного ведения. Кооперативный федерализм более предпочтителен в современных условиях, так как позволяет снимать политические конфликты.

Кроме того, различают национальную и территориальную федерации.

Федерации, основанные на национальном признаке, считаются непрочными. Об этом свидетельствует опыт СССР, Чехословакии, Югославии. Преувеличение роли национального фактора в построении федерации способно не сплотить, а, напротив, разделить население, подорвать государственную общность. Не случайно в африканской Нигерии при создании федерации штаты были образованы с таким расчетом, чтобы растворить племена по 30 штатам и чтобы ни в одном из них не доминировало ни одно племя.

Территориальный подход способствует укреплению государственности, стимулирует процессы интеграции. Это доказано, в частности, на опыте США, где были отвергнуты идеи создания негритянской автономии на юге США (так называемый Черный пояс). Территориальный фактор позволяет учесть многие условия, в том числе экономические, исторические, географические и др. В некоторых случаях территориальный подход должен быть дополнен национально-культурной автономией , т. е. правом национальных меньшинств на пользование родным языком, обучение на этом языке, развитие своих национальных обычаев, традиций, культурных учреждений и т. д.

Различают также симметричные и асимметричные федерации. Симметричной является федерация, где все субъекты имеют одинаковое правовое положение, пользуются одинаковыми полномочиями. В асимметричной федерации субъекты имеют разный правовой статус.

В юридической литературе указаны три разновидности асимметрии (проф. В.Е. Чиркин).

К первому виду асимметрии относятся федерации, где наряду с субъектами в их состав входят и другие территориальные образования, например федеральные территории (до 1949 г. такой территорией была Аляска в США, теперь это самостоятельный штат), которые могут иметь или не иметь законодательный орган, но управление этой территорией осуществляется специально назначенным из центра чиновником. Помимо того, в состав федерации входят федеральные владения (прибрежные острова у Аргентины, Австралии, Венесуэлы, которые также управляются из центра); федеральный столичный округ (столица с прилегающими окрестностями), ассоциированные, т. е. свободно присоединившиеся, государства (например, в США Пуэрто-Рико, Республика Палау).

Второй вид асимметричной федерации представляет собой государство, где субъекты юридически равноправны, но различаются по своему фактическому положению. Примером может служить Россия, где имеется шесть видов субъектов, которые по Конституции РФ равноправны в своем положении в Федерации (ч. 1 ст. 5) и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5), но фактическое их положение различается, например республик и автономных округов.

Третья разновидность - так называемая скрытая асимметрия, где однопорядковые субъекты (штаты, земли) не во всем равны, например, имеют разное число представителей в верхней палате парламента, так как обладают разным числом жителей, размерами территории и др. (Германия, Австрия, Швейцария).

Считается, что абсолютно симметричных федераций не существует, все они имеют элементы асимметрии.

Иногда к формам государственного устройства относят конфедерацию. Но строго говоря, это межгосударственное объединение суверенных государств, и нового государства они не образуют. Поэтому конфедерация будет рассмотрена среди форм межгосударственных объединений.

Государственно-правовой режим

Государственно-правовой (политический) режим стал признаваться в качестве компонента формы государства лишь начиная с 60-х гг. XX в. До этого к форме государства относили форму правления и государственного устройства, поскольку именно они представляют собой формальную характеристику государственности. Что касается режима, то он указывает на содержательные аспекты государственности.

Высказываются мнения, что режим - это не столько характеристика формы государства, сколько раскрытие его сущности. Иногда форму правления и государственное устройство называют внешней формой государства, а политический режим - внутренней . Считается также, что политический режим является ведущим элементом формы государства, так как он оказывает решающее влияние на два других элемента.

Государственно-правовой режим представляет собой совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть .

Некоторые ученые различают политический и государственный режимы. Так, доц. В.Н. Хропанюк писал: «Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов)».

Другие ученые, например проф. В.В. Лазарев и доц. С.В. Липень, полагают, что этими терминами именуют одно и то же явление. Проф. Н.И. Матузов и проф. А.В. Малько называют данный компонент формы государства государственно-правовым режимом, который выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своих функций органы государства взаимодействуют друг с другом и населением, используя определенные наборы средств и способов управления общественными процессами.

Понятие «государственно-правовой режим» более точно определяет, какая государственная атмосфера сложилась в обществе, каков в нем уровень демократии. Государство посредством своей правотворческой деятельности облекает этот режим в форму определенных институтов, принципов, взаимоотношений государства, общества и личности.

Государственно-правовой режим обладает большой самостоятельностью по сравнению с другими элементами формы государства - формой правления и формой государственного устройства. Ему присущи также значительная гибкость, серьезное влияние на реальную жизнь населения, на возможности личности осуществлять свои права и свободы. Через государственно-правовой режим правящие силы страны, не затрагивая формальных устоев правления и государственного устройства, способны модифицировать форму государства, приспособить ее к политической обстановке в стране или подчинить собственным политическим интересам.

В каждом государстве складывается свой государственно-правовой режим, имеются свои особенности осуществления государственной власти. Вместе с тем в теории государства и права сложились классификации этих режимов, деление их на определенные группы.

Самая распространенная классификация - деление режимов на демократические и антидемократические (В.Н. Хропанюк). Их подразделяют также на авторитарные и демократические.

Между ними располагаются отдельные разновидности и переходные формы.

Для демократического режима характерны следующие черты:

1) народовластие, т. е. признание народа единственным источником государственной власти: это власть народа и для народа;

2) свобода личности в экономической сфере, т. е. свобода предпринимательства и признание частной собственности;

3) реальная гарантированность прав и свобод человека и гражданина;

4) осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;

5) выборность и сменяемость органов государственной власти;

6) децентрализация государственной власти;

7) наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании, деятельности органов государства и в контроле за ними;

8) учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решений;

9) политический плюрализм, т. е. отсутствие единой общеобязательной официальной идеологии; многопартийность, свобода мнений, убеждений;

10) наличие легальной оппозиции.

Среди демократических режимов различают либерально-демократический и собственно демократический режимы.

Либерально-демократический режим характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере это выражается в многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в политической - предполагает широкий спектр общественных объединений; многопартийность; в духовной - разнообразие мнений, убеждений, мировоззренческую свободу, терпимость к различным взглядам, суждениям.

Помимо отмеченных черт либерально-демократическому режиму свойственны следующие признаки:

1) экономической основой служит рыночная экономика, устанавливающая равенство различных форм собственности, свободу предпринимательства и частной инициативы;

2) государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей;

3) в отношениях личности и государства устанавливается баланс (равновесие) их интересов;

4) высокое политическое, нравственное и правовое сознание населения.

Собственно демократический режим исходит из признания равенства и свободы всех людей. Государство подлинно демократической направленности не только закрепляет на конституционном уровне широкие права и свободы людей, но и реально их гарантирует.

К другим особенностям данной разновидности демократического режима относятся:

а) максимальное использование в политической жизни демократических институтов: плебисцитов, демонстраций, шествий, собраний, митингов, петиций;

б) принятие государственных решений по воле большинства, но с учетом мнения и интересов меньшинства, например национальных меньшинств;

в) строгое разграничение полномочий между центральными и местными органами, поощрение местной инициативы (местные органы решают все вопросы, касающиеся жизни местного населения);

г) утверждение верховенства закона, режима законности, высокая правовая культура общества, должностных лиц и отдельных людей.

Демократический режим представляет собой тот идеал , к достижению которого стремятся любое общество и государство. - Однако этого идеала до сих пор не удалось достичь ни одному государству.

Среди антидемократических режимов чаще всего выделяют тоталитарный и авторитарный.

Тоталитарный режим относят к явлениям XX в. Термин «тоталитарный» в переводе с латинского означает «весь», «целый», «полный». Он был введен в политический оборот Б. Муссолини в 1925 г. для характеристики фашистского движения в Италии. В дальнейшем эта характеристика использовалась западными политиками для обозначения режима в СССР.

Как политический режим тоталитаризм представляет собой всеобъемлющий контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения.

Для тоталитарного режима характерны следующие черты:

1) идеологизация всей общественной жизни: на государственном уровне введена единая общая официальная для всей страны идеология;

2) нетерпимость ко всякому инакомыслию;

3) монополия на информацию, введение государственной цензуры;

4) подавление человеческой индивидуальности, массовый террор против своего населения;

5) слияние государственного и партийного аппарата;

6) жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет вождь (идеи вождизма);

7) упразднение местного самоуправления;

8) отрицание частной жизни и частной собственности, доминирующее положение государственной собственности.

Тоталитаризм имеет три разновидности : левый тоталитаризм (коммунизм), правый тоталитаризм (фашизм), религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм). Надо иметь в виду, что в отдельных странах те или иные черты тоталитаризма нередко проявляются в весьма специфических формах.

Фашистскому режиму как разновидности тоталитаризма свойственны те же черты, что и тоталитарному, но он имеет и свои особенности, в частности:

а) основывается на расистской идеологии, провозглашающей одну нацию или народ в качестве высшей, элитной, а другие, «неполноценные» народы должны обслуживать высшую расу либо подлежат уничтожению;

б) проявляет крайнюю агрессивность по отношению к другим государствам, стремясь завоевать для высшей расы новые пространства. Отсюда милитаризация жизни страны, введение военно-бюрократического централизма.

Считается, что в настоящее время фашистский режим нигде не существует, однако периодически можно наблюдать всплески или отдельные проявления фашистской идеологии.

Авторитарный режим считается более мягким по сравнению с тоталитарным. Его главная специфика состоит в том, что государством руководит узкий круг лиц - правящая элита , которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.

1) власть элиты не ограничена законом;

2) народ отстранен от управления государством и не может контролировать деятельность правящей элиты;

3) в политической жизни допускается существование многопартийности, но оппозиционные партии запрещаются;

4) имеются сферы, свободные от политического контроля, - экономика и частная жизнь, контролю подлежит главным образом политическая сфера жизни общества;

5) устанавливается приоритет интересов государства перед личными интересами;

6) принуждение и насилие применяются в отношении открытых противников строя.

Говоря о предпочтительности того или иного режима, следует иметь в виду, что демократическое государство не всегда можно отнести к наиболее предпочтительным. Еще древнегреческий философ Платон отмечал, что демократия со временем вырождается в тиранию. Как указывают некоторые ученые, в нынешних условиях при демократическом режиме не обеспечивается выдвижение лучших на государственные должности, демократические процедуры принятия решений громоздки, дорогостоящи и не всегда эффективны. В результате избиратели часто не участвуют в выборах, не доверяют политикам, не имеют возможности влиять на результаты выборов, референдумов, реально власть находится в руках правящей элиты. Нередко происходит манипулирование общественным мнением при помощи средств массовой информации.

Вместе с тем ученые отмечают, что исторический спор между тоталитаризмом и демократией еще не завершен. Тема о форме государства была бы неполной, если не подчеркнуть, что в юридической литературе предложена оригинальная классификация форм государства по трем разным моделям (проф. В.Е. Чиркин).

При этом по форме государства выделяются:

1) монократическая (монистическая) модель;

2) доминантно-сегментарная;

3) поликратическая (плюралистическая).

Их характеристика объединяет все три элемента - форму правления, государственное устройство и государственный режим.

Монократическая форма государства характеризуется следующими моментами:

а) государственная власть находится в руках одного центра (монарх, военный совет, фюрер, дуче, каудильо и др.);

б) централизация государственного устройства (например, официальное сохранение федерации, административная опека над местными выборными органами назначенных сверху чиновников и др.);

г) сосредоточение в одних руках всех ветвей власти (например, Советская республика).

Доминантно-сегментарная форма государства является промежуточной ступенью между монократической и поликратической государственными формами. Здесь сохраняются определенные элементы разделения властей и распределение ролей между органами государства, но нет баланса ветвей власти, нет системы сдержек и противовесов. Данная форма присуща дуалистической монархии или полупарламентарной монархии (Иордания, Непал, Марокко) или суперпрезидентским республикам (Латинская Америка, Тропическая Африка).

Субъекты федерации пользуются ограниченными правами, автономия урезана. Методы управления преимущественно авторитарные, компромисс почти не используется. В политической системе утверждается многопартийность, но партии подчинены правящей верхушке и большой роли в политической жизни не играют (Индонезия). Чаще всего это олигархическая государственная форма.

Поликратическая форма государства утверждается в условиях демократического строя.

Этой форме присущи:

а) отчетливое разделение властей;

б) существование нескольких центров власти, но ни одна из ветвей не может подавлять другую;

в) развитое местное самоуправление;

г) кооперативная модель федерации, т. е она основана на сотрудничестве федерального центра и субъектов;

д) демократические методы управления, когда установлены реальные гарантии прав личности. Принуждение, если оно применяется, имеет легитимную поддержку общества.

В классификации форм государства, предложенной проф. В.Е. Чиркиным, есть немало достоинств. Вместе с тем она излишне усложнена и, по существу, сориентирована на особенности государственно-правового (политического) режима.

Форма правления - это способ организации и формирования верховной государственной власти.

Форма правления затрагивает вопросы о том, как построена верховная (суверенная) власть в государстве, какие органы и должностные лица наделены этой властью, каким образом она формируется и распределяется между ними и т.д.

246Раздел IV

По форме правления государства подразделяются на две основные группы: монархии и республики.

Монархия (от греч. monarchia - власть одного) - это форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу по принципу наследования.

Двумя основными разновидностями монархии являются абсолютная монархия и представительная монархия.

В абсолютной монархии верховная власть монарха (короля, царя, императора) не ограничена каким-либо представительным (законосовещательным или законодательным) органом. Абсолютными монархами были, например, французские короли (до французской революции 1789 г.), российские императоры (до формирования Государственной Думы в начале XX в.) и т.д.

В представительной монархии власть монарха ограничена властью представительного органа с определенными законосовещательными или законодательными полномочиями.

Двумя основными историческими форумами представительной монархии являются сословно-представительная монархия и конституционная монархия.

При сословно-представительной монархии власть монарха ограничена законосовещательными полномочиями сословно-представительного органа, т.е. собрания представителей различных сословий - духовенства, дворянства и верхушки нарождающегося третьего сословия (купцов, ремесленников и т.д.). Подобные сословно-представительные собрания, созыв и объем полномочий которых зависели от воли самого монарха, характерны для эпохи перехода от феодальной раздробленности к абсолютным монархиям.

Конституционная монархия как форма правления исторически приходит на смену абсолютной монархии.

При конституционной монархии власть монарха на основе конституции (или определенных правовых актов конституционного значения) ограничивается законодательной властью парламента как органа народного представительства. При этом члены нижней палаты парламента (палаты депутатов) избираются населением, а верхняя палата, как правило, формируется по принципу наследования, по назначению монарха и т.д.

На стадии неразвитой конституционной монархии, именуемой дуалистической монархией, вся исполнительная власть, включая право формировать правительство, назначать министров и других должностных лиц, принадлежит монарху. Он обладает также правом абсолютного вето и правом роспуска парламента по своему усмотрению. Полномочия парламента в

Глава 4. Форма государства247

дуалистической монархии ограничены вопросами законодательства и вотирования бюджета (его одобрения или отклонения). Такая форма правления имела место в ряде стран (Германия, Австрия, Италия и др.) в конце XIX - начале XX в.

Государственно-правовые преобразования в России в начале XX в. (Манифест от 17 октября 1905 г., «Основные государственные законы» от 23 апреля 1906 г., созыв законосовещательной Государственной Думы и т.д.) оказались недостаточными (ввиду отсутствия конституции и законодательного представительного органа) для установления дуалистической монархии.

Россия оставалась самодержавной монархией, правда, ограниченной представительным органом с законосовещательными и бюджетными полномочиями.

Современная развитая конституционная монархия (в Англии, Бельгии, Испании, Нидерландах, Норвегии, Швеции, Японии и т.д.) представляет собой правовое государство. В такой конституционной монархии полномочия монарха, являющегося главой государства, во многом носят номинальный характер. Правительство (из представителей партий, получивших большинство мест в парламенте) формируется парламентом и ответственно перед ним. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная власть - правительству, которое, кроме того, в порядке делегированного (парламентом) законодательства издает нормативно-правовые акты и в рамках права законодательной инициативы активно участвует в законодательной деятельности.

Республика (от лат. res publica - публичное, общенародное дело) - это форма правления, основанная на принципе выборности на определенный срок высших органов государственной власти. Известно крылатое выражение Цицерона: «Respublica est res populi » (республика - дело народа).

Существенное значение в условиях республики имеет избирательное законодательство, от содержания которого (те или иные цензы, основания и порядок доступа населения к выборам и т.д.) зависит социальный характер соответствующего республиканского строя. По своему социальному характеру республики могут быть аристократическими, олигархическими (плутократическими), демократическими.

Республиканская форма правления сложилась в древнем мире (римская сенатская республика в V -I вв. до н.э.). Известны также и феодальные республики (города-республики Венеция, Генуя, Флоренция в Италии, вольные города в Германии, Новгород и Псков в России и т.д.).

248Раздел IV . Общество, право, государство

Двумя основными формами современной республики являются парламентская республика и президентская республика. Они представляют собой различные варианты реализации принципа разделения властей в правовом государстве.

Парламентская республика - это форма правления, при которой парламент (как высшая представительная и законодательная власть) формирует высшую исполнительную власть (правительство) и осуществляет парламентский контроль за ее деятельностью.

Глава государства (президент в парламентской республике) также избирается парламентом. Он обладает правом роспуска парламента, наделен полномочиями в вопросах формирования правительства (участие в процессе назначения главы правительства) и законодательной деятельности (подписывает законы, издает декреты и т.д.), является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны и т.д.

Правительство формируется из представителей партий, обладающих парламентским большинством, и несет ответственность перед парламентом. Парламентское большинство может отправить правительство в отставку. В свою очередь правительство может при поддержке президента добиться роспуска парламента и проведения новых парламентских выборов.

Стабильность и эффективность функционирования всей системы государственной власти в условиях парламентской республики в значительной мере зависит от политических партий, их способности и готовности найти необходимые компромиссы на почве конституционализма и в рамках парламентской борьбы за власть.

Современными парламентскими республиками являются Греция, Италия, ФРГ и многие другие государства.

Президентская республика - это такая форма правления, при которой не только парламент (как высший законодательный и представительный орган), но и президент (как глава государства и глава исполнительной власти) избираются населением. При этом президент избирается либо непосредственно населением путем всеобщих прямых выборов (как, например, в России, во Франции), либо, как в США, путем косвенных выборов (население избирает выборщиков, а они - президента).

Существует несколько разновидностей президентской республики.

Так, президентская республика в США отличается классическим разделением властей: высшая законодательная власть находится у парламента (Конгресса, состоящего из Палаты

Глава 4. Форма государства249

представителей и Сената), высшая исполнительная власть принадлежит Президенту, высшая судебная власть - Верховному суду. Как глава исполнительной власти (при отсутствии должности премьер-министра) Президент является главой правительства - Кабинета, играющего при нем роль совещательного органа. Кабинет состоит из министров, которых назначает Президент по совету и с согласия Сената. Президент обладает обширными полномочиями в области внутренней и внешней политики, является верховным главнокомандующим, издает подзаконные акты, обладает правом отлагательного вето и т.д. Президент и члены его Кабинета не подотчетны Конгрессу. Президент может быть отстранен от должности только в порядке импичмента.

Во французской модели президентской, республики присутствуют определенные элементы парламентской республики. Здесь, кроме Президента, имеется и правительство - Совет Министров, возглавляемое Премьер-министром. Президент, помимо других широких полномочий в сфере законодательства и управления, назначает Премьер-министра и по его предложению - других членов правительства, председательствует на заседаниях правительства, принимает отставку Премьер-министра и министров. Президент вправе (после консультаций с Премьер-министром и председателями палат парламента) распустить нижнюю палату парламента (Национальное собрание). В свою очередь, парламент, состоящий из двух палат (Сената и Национального собрания), обладает правом контроля за деятельностью Правительства. Правительство ответственно перед Национальным собранием, которое большинством голосов может принять резолюцию порицания, обязывающую правительство подать в отставку.

Президентской республикой является и форма правления, предусмотренная действующей Конституцией Российской Федерации. От американской и французской президентской республики она отличается рядом особенностей. Как и во французской модели, в российской модели, кроме Президента, есть Правительство, возглавляемое Председателем Правительства. Однако, по российской Конституции, Правительство (подобно Кабинету министров при Президенте США) не ответственно перед парламентом, и парламент не обладает правом контроля за Правительством (кроме бюджетного контроля). Недоверие Правительству или отказ в доверии Правительству со стороны Государственной Думы вовсе не обязывает российское Правительство (как это имеет место во французской модели) подать в отставку, поскольку, согласно Конституции

250Раздел IV . Общество, право, государство

Российской Федерации (ч. 3-4 ст. 117), Президент Российской Федерации в соответствующих случаях вправе как объявить об отставке Правительства, так и распустить саму Государственную Думу.

Таким образом, в российской модели президентской республики (и в российской конструкции соотношения исполнительной и законодательной властей) заметно присутствуют как преимущества исполнительной власти из американской модели, так и слабости законодательной власти из французской модели. Вместе с тем в российской модели отсутствуют некоторые преимущества парламента из американской и французской моделей, которые дают законодательной власти необходимые ей сдержки и противовесы против мощной исполнительной власти (полномочий Президента и Правительства). Отсутствие надлежащего баланса (и уравновешенной системы взаимных сдержек и противовесов) во взаимоотношениях исполнительной и законодательной властей является одним из значительных недостатков российской модели президентской республики.

2. Форма государственного устройства

Форма государственного устройства - это способ территориальной (и национально-территориальной) организации распределения государственной власти и взаимоотношений между соответствующими субъектами государственной власти.

Этот аспект формы государства охватывает вопросы территориального устройства государства, устроения государственной власти на определенной территории.

Власть любого государства действует на той территории, на которую распространяется его суверенитет. Власть, которой обладают высшие (центральные) органы государственной власти, является верховной властью на всей территории данного государства. В государственно-территориальном измерении эти высшие (центральные) органы власти являются общетерриториальными субъектами государственной власти.

Наряду с этими общетерриториальными субъектами власти, государственной властью обладают также и те государственные органы, которые формируются и действуют в составных частях данного государства - в специальных территориальных (национально-территориальных) образованиях, обладающих в рамках этого государства определенным правовым статусом и государственно-властными полномочиями.

Глава 4. Форма государства251

Форма государственного устройства выражает основания, принцип и особенности территориального структурирования власти в данном государстве, ее распределения между общетерриториальными (центральными) и отдельно территориальными (местными) субъектами государственной власти, государственно-правового статуса всех этих субъектов в рамках данного государства, правового порядка их взаимоотношений между собой и т.д.

По форме государственного устройства государства делятся на унитарные и федеративные. Формой союза суверенных государств является конфедерация.

Унитарное государство - это единое суверенное государство, на всей территории которого действует одна конституция, единые органы власти (представительной, исполнительной и судебной) и единое законодательство. Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, единую налоговую и финансовую систему. Современными унитарными государствами являются, например, Португалия, Финляндия и Франция.

В унитарных государствах в соответствующих административно-территориальных образованиях (областях, округах, департаментах, провинциях и т.д.) действуют местные органы государственной власти. В централизованных унитарных государствах соответствующей государственной властью на таком местно-территориальном уровне обладают должностные лица (губернаторы и т.д.), назначаемые центральной властью. В децентрализованных унитарных государствах рядом государственно-властных полномочий по вопросам местного (территориального) значения обладают органы местного самоуправления, избираемые самим населением.

Федеративное государство - это единое суверенное союзное государство, субъекты которого в пределах своих территориальных и национально-территориальных образований и в рамках суверенитета единого федеративного государства обладают самостоятельным государственно-правовым статусом, имеют свои системы органов государственной власти и свое законодательство.

Существует множество разновидностей прошлых и современных федераций. К числу современных федераций относятся, например, Российская Федерация, США, Австрия, Австралия, Канада, ФРГ, Швейцария, Бразилия, Индия.

Различные виды федераций отличаются друг от друга способом их возникновения (путем договора о создании федерации, конституционного оформления уже сложившегося госу-

252Раздел IV . Общество, право, государство

дарственного единства и т.д.), принципом их построения (по территориальному или национально-территориальному признаку), характером разграничения государственно-властных полномочий между общефедеральными органами власти и органами власти отдельных субъектов федерации и т.д.

Общие черты различных федераций состоят в следующем. Суверенитет единого федеративного государства распространяется на всю его территорию, которая в качестве своих составных частей включает в себя территории отдельных субъектов федерации (республик, штатов, земель, кантонов и т.д.). Субъекты федерации не являются суверенными государствами. Конституция, уставы, законодательство отдельных субъектов федерации не должны противоречить общефедеральной конституции и законодательству. Полномочия в области внешней политики и основных вопросов внутренней политики государства принадлежат общефедеральным органам государственной власти. В общефедеральном парламенте верхняя палата (например Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Сенат в США, Бундесрат в ФРГ и т.д.) формируется из представителей субъектов федерации и выражает их интересы.

Российская Федерация - это конституционно-организованная федерация, сформированная по территориальному и национально-территориальному принципам. Согласно Конституции (ст. 1, 4-6, 65-79), Российская Федерация состоит из 89 равноправных субъектов Федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Республики имеют свои конституции и законодательство, а края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа - свой устав и законодательство.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является

Глава 4. Форма государства253

единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

В Российской Федерации по Конституции (ч. 1 ст. 8) гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Конфедерация - это союз (сообщество) суверенных государств, добровольно объединившихся для удовлетворения определенных общих интересов и целей политического, экономического или оборонного характера. Конфедерации, как правило, носят временный характер. Конфедеративный характер носили, например, союз северо-американских штатов (1781- 1787 гг.), преобразованный затем в федерацию, Швейцарский союз и Германский союз в XIX в. и т.д.

Для осуществления совместных дел в конфедерациях формируются некоторые общие органы, состоящие из представителей субъектов конфедерации и реализующие их согласованные решения. При этом члены конфедерации сохраняют свой суверенитет, свою систему государственной власти, свое законодательство и свое гражданство.

3. Форма государственного (политического) режима

Форма государственного (политического) режима - это характер, свойство и качество правового порядка осуществления государственной власти. Основными здесь являются вопросы о том, как, каким способом, в какой форме осуществляется государственная власть.

Согласно либертарно-юридической трактовке государства как правовой формы организации и реализации публичной власти, любое государство в отличие от деспотизма (его прошлых и современных разновидностей - тирании, диктатуры, тоталитаризма и т.д.) осуществляет свою власть в рамках определенного правопорядка. Без этого нет и государства, а есть деспотизм с соответствующим антиправовым режимом - тираническим, диктаторским, военно-полицейским, фашистским, расово-нацистским, партийно-классовым, тоталитарным и т.д. Все это - лишь разновидности деспотического режима.

Распространенное в литературе деление государственных режимов на демократические и антидемократические (деспотические, тоталитарные и т.д.) неправомерно идеализирует демок-

254Раздел IV . Общество, право, государство

ратию. Между тем опыт прошлого и современности свидетельствует, что сама по себе демократия как власть большинства - вне правовой формы, без либерального принципа признания и защиты прав и свобод индивида, прав меньшинства и т.д. - имеет существенные недостатки и нередко вырождается во вспомогательное средство деспотизма, в форму массовой поддержки и легитимации тоталитаризма. Кроме того, данный подход внутренне противоречив: с одной стороны, демократия рассматривается как сущность всякого настоящего государства, но вместе с тем и антидемократические формы власти признаются государством в виде так называемых «деспотического государства», «тиранического государства», «тоталитарного государства» и т.д. Но если демократичность рассматривается как сущность и признак настоящего государства, то ясно, что антидемократию (деспотизм, тоталитаризм и т.д.) нельзя по логике вещей характеризовать как государство, государственную власть.

Государственный (политический) режим - это по сути своей всегда государственно-правовой режим, определенный правовой порядок функционирования государства, те или иные правовые формы, процедуры, приемы, способы и методы осуществления государственной власти.

Различные формы государственного (политического) режима, будучи правовыми по своей сущности, вместе с тем отличаются друг от друга уровнем и степенью своей правовой развитости, характером и качеством соответствующего правового порядка, правовых приемов и процедур осуществления государственной (политической, публичной) власти.

В соответствии с таким правовым критерием государственные (политические) режимы делятся на две группы: либеральные и авторитарные. Эти режимы представляют собой два противоположных полюса (две типологизированные крайности) в правовом пространстве бытия и функционирования государства, способах и приемах осуществления государственной власти. Между этими крайними полюсами развитости и неразвитости правовых свойств и качеств государственного режима имеется, конечно, множество различных промежуточных (с точки зрения их правовой развитости) ступеней, форм и способов осуществления государственной власти, но принципиальное значение имеют именно «пограничные ситуации» правового пространства и выражающие их противоположные типы государственно-правовых режимов.

Либеральный государственно-правовой режим - это форма, способ и порядок осуществления государственной власти в ус-

Глава 4. Форма государства255

ловиях современного правового государства и гражданского общества. Такой режим предполагает официальное признание и практическую реализацию основных прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод человека и широкого круга прав гражданина, господство правового закона, разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную), утверждение конституционализма, парламентаризма, идеологического и политического многообразия, многопартийности, осуществление суверенной власти народа в правовых формах референдума и свободных выборов, самостоятельное и эффективное функционирование институтов гражданского общества, форм и механизмов общественного контроля за деятельностью государственной власти.

Либеральный государственно-правовой режим включает в себя все ценные с точки зрения гражданского общества и правового государства аспекты демократии и прежде всего идею суверенитета народа в ее правовом (и государственно-правовом) понимании и применении. Поэтому, имея в виду именно правовую демократию (демократию в правовой форме), либеральный режим можно характеризовать как либерально-демократический режим.

В том или ином виде авторитарный режим складывается везде там, где нет достаточно развитого гражданского общества и правового государства с присущими им формами, принципами, нормами, процедурами и механизмами утверждения господства права и правовой законности, гарантий защиты и осуществления прав и свобод человека и гражданина, пресечения и обуздания произвола государственной власти, постоянного и эффективного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц.

Для авторитарных режимов характерны: доминирующее положение государственной власти во всех сферах общественной и политической жизни; возвышение государства над правом, власти над законом, правителей над управляемыми; подчиненное, зависимое от властей и незащищенное положение индивидов, общества и народа; неразвитость (или недостаточная развитость) правовых форм регламентации деятельности представителей государственной власти и их ответственности за свои действия; распространенная практика нарушения действующего законодательства представителями власти.

256 Раздел IV . Общество, право, государстпо

между ними) относятся государственно-правовые режимы, которые складывались в древнегреческих полисах (в форме царской власти, аристократии, олигархии или демократии), в Древнем Риме (в форме царского правления, республики и империи), в средневековых сословных государствах, в европейских монархиях Нового времени (в форме просвещенного абсолютизма) и т.д.

В наши дни авторитарными являются государственно-правовые режимы во всех тех странах, которые в своем социально-экономическом и политическом развитии еще не дошли до формирования и утверждения основ современного гражданского общества и правового государства.

Для характеристики того или иного режима в качестве либерального, разумеется, недостаточно лишь официального декларирования (в конституциях, законах, иных официальных документах) идей и ценностей прав и свобод человека и гражданина, принципов гражданского общества и правового государства. Это, конечно, важный шаг на пути от авторитаризма к либерализму, но для утверждения либерального государственно-правового режима необходимо практическое осуществление и реальное функционирование этих принципов, ценностей и институтов.

Для государственных (политических) режимов на начальных этапах процесса формирования гражданского общества и правового государства характерно сочетание элементов авторитаризма и либерализма.

Подобное сочетание авторитарных и либерально-демократических начал присуще и государственно-правовому режиму в современной России. Дальнейшее продвижение по пути к либерально-демократическому государственно-правовому режиму в нашей ситуации будет во многом определяться реальными успехами экономических реформ и активной, целенаправленной позицией формирующегося гражданского общества.

Форма государства - система организации государственной власти, действующая в совокупности. Она включает в себя следующие элементы:

  • 1) форма правления - система организации государственных органов, порядок их образования, деятельности, компетенция;
  • 2) форма государственного устройства - территориальная организация государства с соответствующим распределением полномочий между центральным и региональным уровнем власти.

Основными формами правления являются:

  • 1) монархия - верховная власть в стране принадлежит правителю по праву наследования на неограниченный период, пожизненно. Монархия как форма правления присутствует в следующих государствах: Великобритания, Швеция, Голландия, Бельгия (в Европе), Саудовская Аравия, Япония (в Азии), Марокко (в Африке) и другие. Существуют два вида монархий:
    • а) абсолютная - власть монарха ничем не ограничена;
    • б) ограниченная - одновременно с верховным правителем (монархом) в стране управляет выборный, избираемый народом орган (парламент). Формально в этих странах провозглашено разделение властей и полномочий. Фактически монарх обладает минимумом власти, и его функции имеют больше символический, церемониальный характер (Швеция, Дания, Великобритания, Япония и др.);
  • 2) республика - такая форма правления, при которой государственная власть принадлежит выборным государственным органам, избираемым населением на определенный срок. Виды республик:
    • а) президентская - полномочия по формированию правительства принадлежат президенту, который реализует их при незначительном парламентском контроле. При этом президент выполняет функции, как главы государства, так и главы правительства;
    • б) парламентская - президенту принадлежат исключительно представительские функции, правительство формируется парламентом, перед которым оно несет ответственность за свою деятельность.
    • в) смешанная - характеризуется тем, что в таких республиках правительство подотчетно в своей деятельности и правительству, и парламенту, которые в той или иной мере делят свой контроль над ним. В частности, подобная форма правления характерна для Российской Федерации.

Под формой правления понимается организация власти, характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. Впрочем, некоторые юристы полагают, что к этому определению стоит добавить порядок образования органов государства и порядок их взаимодействия с населением.

Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и.т.д.). В связи с этим все государства по форме правления делятся на монархии и республики.

Отличительным признаком монархии является то, что верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (фараона, короля, цезаря, шаха, императора и.т.д.).

В большинстве случаев эта власть наследственная.

В историческом процессе монархия складывается еще в Древнем Мире, (Др. Израиль, Др. Египет, государства Эллады, Др. Рим и.т.д.) в период рабовладельческих государств, но наиболее полное выражение эта форма нашла в Средние века, когда вместе с господствовавшим в общественных отношениях феодализмом она послужила крепким цементом для строительства государства. Примером могут служить все европейские государства (Англия, Франция, Польша, и др.). В период буржуазных революций и последовавших за ними перемен монархия как форма правления зачастую сохранялась, но при этом претерпевала существенные изменения (Например, ограниченная власть короля в Великобритании, сословная монархия в России в XVII веке, и т.д.). В наше время на Земле существует несколько государств, сохранивших монархическую форму правления, причем не, только конституционную, но и абсолютную ее разновидность.

Итак, монархии делятся на два основных вида: абсолютную и ограниченную. Первая характерна в основном для Древних и средневековых государств, вторая - для государств Нового и Новейшего времени.

В абсолютной монархии вся власть сосредоточена в руках единоличного главы государства. Как правило, любые формы коллегиальных органов имеют совещательный характер. Монарх является полным властителем, его особа священна, а решения общеобязательны.

Ограниченная монархия предполагает наличие высшего органа представительной власти, имеющего мандат народа и наделенного тем или иным количеством полномочий.

Исполнительная власть сосредоточена либо непосредственно монарха, либо она принадлежит правительству, которое им контролируется. Впрочем, иногда, особенно в наше время, монарх является лишь символом государства и национального суверенитета (Например, современная Великобритания, Япония и др.).

Республика - это форма правления, при которой высшие органы власти коллегиальные, имеют мандат народа на осуществление государственной власти. Для республики обязательно наличие высшего представительного органа власти, избираемого народом.

Исторически республика как форма правления сложилась еще в Древнем мире, примером тому могут служить рабовладельческие республики Эллады, Древний Рим периода республики и др. Однако в то время институты демократии были еще неразвиты, а рабовладельческие отношения и связанные с ними научные представления и знания не создавали предпосылок для возникновения гуманизма и связанных с ним современных принципов демократического государства. Поэтому расцвет республики связан не с рабовладельческим или феодальным государством, а с государством, где произошли изменения, характерные для эпохи Возрождения, появления идей гуманизма, "свободы, равенства, братства". В связи с этим, сначала в Европе, затем в Америке, а потом и во всем мире республиканская форма правления завоевывает позиции и становится наиболее характерной формой правления в современной мировой цивилизации.

Классификация республик связана с тем, каким же именно образом осуществляется государственная власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделен большим количеством полномочий.

В основном все республики подразделяются на два вида: парламентские и президентские. Однако некоторые авторы справедливо дают еще одну классификацию, а именно на республики аристократические и демократические.

Парламентская республика.

При этой форме правления большинство полномочий принадлежит представительным органам власти, а на исполнительно - распорядительные органы накладывается роль, только выполняющих и не имеющих особо важных полномочий и прав в осуществлении государственной власти.

Президентская республика.

При президентской республике большинство этих прав и полномочий предоставляется президенту, который зачастую является главой исполнительной власти. Классическим набором прав президента являются права по формированию высших органов государственной власти, по осуществлению внешних сношений, по обороне страны и командованию Вооруженными Силами, по вопросам предоставления и выхода из гражданства, амнистии и т. д.

В компетенции высшего представительного органа власти лежат вопросы законодательства, а также контрольные и надзорные функции.

Государственное устройство республики строится на принципах демократии и народного суверенитета. Во-первых, это выборность и сменяемость органов государственной власти (ротация). Во-вторых, это принцип народного суверенитета. В-третьих, это принцип разделения властей. В-четвертых, верховенство прав и свобод человека и гражданина. Существует еще несколько принципов, однако самыми основными являются вышеперечисленные. Благодаря этим принципам в государствах, обладающих республиканской формой правления, получили широкое распространение институты непосредственной и представительной демократии, системы сдержек и противовесов между различными ветвями власти и другие государственно-правовые институты, присущие демократическому государству.

В целом, форма правления является весьма важным элементом формы государства в целом. Ведь именно в ней заключено, кому принадлежит власть в обществе (пусть иногда формально), а это, в свою очередь, говорит о развитости или, наоборот, отсталости или консерватизме данного общества.

Загрузка...