dorogagizni.ru

Офсетная сделка закрывает открытые позиции по контрактам. Офсетные сделки в торговле оружием нелетального действия

Офсеты играют значительную роль в технологическом и экономическом развитии стран – импортеров военной продукции. Когда-то именно эффективное использование офсетов при импорте американских вооружений помогло Японии осуществить технологический прорыв после Второй мировой войны. В настоящее время офсет при импорте ВВТ активно используется более чем пятьюдесятью странами мира.

Офсет означает компенсацию, представляемую поставщиком, заказчику в виде субподрядов встречных торговых или инвестиционных обязательств. Согласно этим обязательствам страна – экспортер вооружения и военной техники обязана вложить часть средств, полученных от контракта, в экономику страны-импортера.

Схема предоставления контрактов на офсетной основе работает таким способом: в условиях тендера, к участию в котором предусматривается допустить иностранных участников, устанавливаются основные параметры необходимых офсетов и правила их заключения. Победитель определяется на основе совокупной оценки предложенного им вооружения, цены и офсетного пакета. После заключения контракта подрядчик в установленный срок должен подписать с Министерством экономики или промышленности (зависит от страны) соглашение о реализации офсетного пакета. Обычно такая реализация затягивается на более длительный срок, чем поставки вооружений, однако по законодательству большинства стран предельный срок не превышает 10 лет.

Механизмы и модели ЕС и США

Рассмотрим офсетные механизмы на примере экспорта ВВТ США. Согласно классификации, принятой в США, существуют прямые, непрямые и несвязанные офсеты. Прямыми считаются офсеты, которые предусматривают привлечение оборонной промышленности страны-импортера к производству импортированной продукции (субподряды, прямые инвестиции). Непрямые (косвенные) офсеты не имеют непосредственного отношения к производству импортированной продукции, однако реализуются в сфере оборонного производства. Несвязанные офсеты обычно касаются гражданского производства и приобретают формы встречной торговли (встречные и обратные закупки, бартер, клиринговые операции).

“ Сегодня число стран, применяющих офсет при закупках ВВТ, постепенно увеличивается ”

В практике военно-технического сотрудничества (ВТС) США существует восемь видов офсетных транзакций.

1. Совместное производство – организация производства по лицензии американских ВВТ (или запчастей для них) на территории страны-покупателя при условии, что исходный контракт на поставку ВВТ был заключен с Минобороны США.

2. Лицензионное производство – организация производства по лицензии американских ВВТ (или запчастей для них) на территории страны-покупателя при условии, что исходный контракт на поставку ВВТ был заключен с американской фирмой-производителем.

3. Субподряды – организация производства запчастей и комплектующих для американских ВВТ на территории страны-покупателя без передачи полной технической документации и соответствующих прав.

4. Инвестиции – финансирование создания (или расширения) на территории страны-покупателя филиала компании-продавца, совместного предприятия или же некого бизнеса, не связанного с профилем деятельности компании-продавца.

5. Финансовая помощь – предоставление стране-покупателю прямых или опосредованных займов, гарантий по кредитам, организация схем финансирования, помощь в реструктуризации государственной задолженности.

6. Закупки – приобретение конечного продукта производства страны-покупателя, не связанного с поставляемыми ВВТ.

7. Передача технологий – организация научно-исследовательской и конструкторской деятельности в стране-покупателе, техническая помощь предприятиям.

8. Организация обучения – обучение персонала страны-покупателя для использования и обслуживания проданной продукции.

В странах ЕС применяется более простая классификация. Различаются прямые (то есть те, которые напрямую относятся к импортированной продукции) и непрямые (все прочие) офсеты.

Опыт европейских стран позволяет выделить по крайней мере три модели офсетов, которые заслуживают внимания.

Первую модель можно описать как привлечение инвестиций. Американская компания Lockheed Martin в 2003 году получила контракт на модернизацию парка боевых самолетов Польши, выиграв жесткую борьбу с европейскими конкурентами. Контракт в размере 3,48 миллиарда долларов предусматривает поставку в Польшу самолетов F-16, что является наибольшим европейским оружейным соглашением последнего десятилетия. Победа Lockheed Martin была обеспечена, в частности, благодаря льготному кредитованию проекта со стороны правительства США и офсетному пакету, который в 1,7 раза превышал сумму контракта.

Вторую модель офсетов можно считать классическим заимствованием чужого вооружения. В 2003 году новая боевая машина AMV финской компании Patria, которая еще только начинала поступать в финские войска, была выбрана Польшей в качестве базовой модели для создания собственных боевых машин «Росомаха». От AMV осталось шасси, а башня и вооружение для основной модификации стали соответственно итальянская и израильское. Контракт в размере 1,26 миллиарда долларов на поставку 690 машин подписан с польской компанией WZM – главным подрядчиком и лидером международного консорциума при участии финской Patria Vehicles Oy и итальянской Oto Melara S.p.A. На аналогичных условиях создается польский корвет по проекту 621 (на базе немецкого корвета Meko A-100).

Примером третьей модели офсетов являются условия лизинга (с возможностью последующего выкупа) шведско-британских боевых самолетов Gripen Венгрией и Чехией. Сроки выполнения венгерского лизингового контракта – 2001–2011 годы, чешского – 2005–2015-й. Офсетные соглашения должны быть полностью выполнены на протяжении 14 лет. Прямая часть офсетов по этим контрактам предусматривает создание национальной инфраструктуры по эксплуатации и обслуживанию получаемых самолетов, но не участие в их производстве. Наиболее интересный аспект лизинга – его оплата в виде поставок гражданской продукции. Фактически расчеты по всей совокупности контрактов, включая офсеты, осуществляются не в денежной форме, а через взаимное погашение обязательств, то есть клиринг (что может рассматриваться как специфический бартерный обмен продукцией).

Рынок оборонных офсетов Индии

Основополагающий документ, регламентирующий в Индии закупки вооружений и военной техники, в том числе в формате военно-технического сотрудничества, – «Положение об оборонных закупках» (Defence Procurement Procedure – DPP).

Одно из основных положений DPP-2011, касающихся офсетных сделок, – расширение секторов промышленности, в которых допустима реализация офсетных программ. Как следствие также расширен перечень продукции, закупки которой могут быть засчитаны иностранной компании в качестве исполнения офсетных обязательств. Вместо перечня оборонной продукции (List of Defence Products), имевшегося в DPP-2008, введен перечень продукции, авторизованной для исполнения офсетных обязательств (List of Products, Eligible for Discharge of Offset Obligations).

Важным изменением для офсетных сделок стало фиксирование стоимости офсетных контрактов в индийских рупиях для нивелирования колебаний валютных курсов.

Одной из наиболее значительных инициатив в офсетной политике Индии было введение механизма накопления офсетных обязательств (Banking of Offset Credits). Этот механизм дает возможность поставщику выполнить офсетные программы в объеме, превышающем регламентированный обязательный уровень, и в последующем зачесть их при исполнении офсетных обязательств по новым контрактам. Период использования накопленных офсетных обязательств обозначен в пределах двух финансовых лет с момента утверждения пакета этих обязательств.

Поскольку механизм накопления офсетных обязательств увязывается с их зачетом по перспективным контрактам, при фактической неопределенности их получения поставщиком в будущем закономерным является возникновение понятия переуступки прав на них, то есть торговли офсетами. В этой связи, по оценкам экспертов, процессуальная часть имеет существенные недоработки из-за отсутствия внятного механизма передачи/переуступки прав в случае неполучения исполнителем перспективных контрактов в Индии.

Важный момент в практике военно-технического сотрудничества с индийской стороной – процедуры налогообложения и таможенных отчислений, поскольку продукция, производимая в рамках офсетных сделок, нередко подпадает в одну категорию с чистым импортом со всеми вытекающими сдерживающими факторами. Например, для индийских компаний, импортирующих компоненты иностранного производства для выполнения контрактов с Министерством обороны, предусмотрено освобождение таких поставок от уплаты таможенных пошлин, в то время как поставки иностранных компаний, участвующих в реализации офсетных программ, подпадают под обязательную уплату таможенных и компенсационных пошлин как поставщики импортной продукции. Выход – реализация офсетных программ в формате СП с равным статусом индийских и иностранных партнеров, способная стать мощным рычагом привлечения иностранных партнеров и упрощения процедур. Кроме того, иностранные партнеры в отличие от индийских компаний обязаны оплачивать акцизные сборы (со ставкой 14,4 процента) на используемые в производстве конечной продукции материалы индийского происхождения. Также конечная продукция как результат производства, размещенного иностранными компаниями на индийских предприятиях, облагается налогом с продаж.

Взаимодействие с ОАО «Рособоронэкспорт»

Офсетная деятельность при поставке ВВТ осуществляется по следующим основным этапам.

1. Подготовка предварительных офсетных предложений в ходе рассмотрения обращений иностранных заказчиков об экспорте, разработке и производстве продукции (работ, услуг) военного назначения, приглашения к участию в международных тендерах, а также при инициативном продвижении ПВН на рынки этих стран.

На этом этапе ОАО «Рособоронэкспорт» проводит анализ офсетных требований страны-импортера применительно к планируемой поставке, согласовывает с российскими предприятиями-производителями и разработчиками направления их участия в прямом офсете, осуществляет с учетом требований иностранных заказчиков резервирование средств, необходимых для выполнения офсетных обязательств и оплату возможных штрафных санкций по офсету. При необходимости определяются и сферы косвенного офсета.

2. Подготовка развернутых офсетных предложений для включения в тендерную документацию.

На этом этапе осуществляется подготовка офсетных проектов, которые согласовываются с иностранными заказчиками и соисполнителями офсета. С иностранным заказчиком прорабатываются офсетные соглашения и контракты, согласовываются условия офсетного сотрудничества, в том числе и его ценовые параметры. Внутренние цены согласовываются с российскими соисполнителями офсета.

Стоимость пакета офсетных предложений должна соответствовать или превышать величину, требуемую иностранным заказчиком на случай возможной замены отклоненного им проекта.

3. Подготовка и согласование с инозаказчиком офсетной программы на этапе подготовки основного контракта (или после его заключения в зависимости от требований импортера).

На этом этапе из предложенных офсетных проектов иностранный заказчик осуществляет их отбор для включения в офсетную программу, согласовываются ее ценовые параметры, сроки и порядок исполнения, российские и иностранные соисполнители офсета.

4. Подписание офсетного соглашения (контракта).

5. Выполнение офсетных обязательств.

Выполнение офсетных обязательств практически не отличается от выполнения соответствующих контрактов по поставке продукции, по оказанию технического содействия, по организации лицензионного производства и т. д.

Отличия заключаются в том, что все работы и услуги оплачиваются экспортером из средств, зарезервированных на офсет в стоимости поставки (услуг) по основному контракту.

По мере выполнения офсетных обязательств их исполнитель получает промежуточные и окончательный офсетные зачеты. Официальное получение последнего означает завершение выполнения офсетных обязательств.

Общие тенденции офсетных обязательств

Сегодня число стран, применяющих офсет при закупках ВВТ, постепенно увеличивается. Возрастает значимость офсетных программ при проведении тендеров. Ужесточаются требования, связанные с применением офсета импортерами ВВТ. Это ужесточение выражается в следующем:

  • увеличение объема офсетных обязательств до ста и более процентов от стоимости контракта на поставку ВВТ;
  • в разрабатываемых и реализуемых офсетных программах существенно повышаются роль и доля проектов по прямому офсету;
  • в рамках косвенного офсета импортеры настаивают в первую очередь на передаче им наукоемких технологий, разработок, ноу-хау военного, двойного и гражданского назначения, на проведении совместных научных исследований, подготовке квалифицированных научных кадров;
  • ужесточение штрафных санкций за невыполнение офсета и повышение требований к обеспечению гарантий его выполнения;
  • снижение размеров мультипликаторов (повышающих коэффициентов) при определении офсетной стоимости проектов.

Таким образом, для обеспечения эффективного продвижения продукции предприятий на экспорт, в частности в Индию, могут быть использованы различные виды офсетных обязательств, до сих пор не применявшиеся в отечественной практике ВТС. Например, создание совместного и лицензионного производства в странах-импортерах, которое распространено в практике российского ВТС. Применение финансовой помощи и инвестиций в промышленность достаточно состоятельных стран (например Индии) не будет иметь эффекта, поскольку для таких стран наиболее принципиальным является техническая составляющая сделки.

Подготовку к проведению офсетных соглашений целесообразно проводить заблаговременно с учетом специфики предстоящих тендеров. Организация офсетных соглашений или транзакций должна учитывать возможные сжатые сроки поставки продукции на экспорт, оценку реализации таких соглашений и их влияние на цену контракта следует прорабатывать еще до проведения предтендерной подготовки.

» - одна из форм компенсационного соглашения, заключаемого при покупке заграничного товара. Главное условие - предоставление встречных требований в отношении вложения части денег в экономику государства-импортера. В мировой практике сделки «оффсет» пользуются наибольшим спросом в сфере продукции военного назначения. Проводятся торговые операции и в гражданском секторе, к примеру, для закупок дорогостоящей техники.

Сделка «оффсет» - вид встречной торговли, подразумевающий выдвижение поставщику импортного товара дополнительных требований со стороны заказчика.

Сделка «оффсет» - обменная операция, объектами которой являются товары (услуги) с учетом предоставления права инвестиций в обмен на определенные льготы.

Сделка «оффсет»: сущность, цели, сфера применения, виды

Офсетное соглашение - особый вид сделки, где встречные обязательства участников не закрепляются посредством юридического оформления. По сути, речь идет о «джентльменской» сделке, когда компания-экспортер товара дает добро на покупку товара у импортирующей страны на сумму, составляющую процент от объема экспортной поставки. Как правила, эта доля больше 100%.

Сделка «оффсет» - обычное явление в рыночных взаимоотношениях между странами, отличающихся высоким потенциалом. Роль одной из сторон может брать на себя крупная компания национального уровня.

Сфера применения офсетных сделок - реализация дорогих программ, связанных с правительственными проектами в отношении военных и гражданских закупок оборудования, военной техники, самолетов, оборудования для атомных станций и так далее.

Цель проведения сделки «оффсет» - компенсировать на покупку дорогой техники. По сути, речь идет об «откате», получаемом на законном основании.

Основные виды сделок «оффсет»:

1. Прямая офсетная сделка - соглашение, подразумевающее реализацию рыночных схем в сфере оборонной промышленности. В роли объектов сделки выступают товары военного назначения. Суть прямого офсета - в компенсации, предоставляемой закупщику и подразумевающей предоставление услуг или товаров, связанных с объектом сделки. К примеру, одним из условий продажи военных товаров для другой стороны может служить импортера (закупщика) осуществлять покупку определенных элементов (деталей), необходимых для обслуживания предмета соглашения.

Прямые офсеты могут быть нескольких видов:

Со-производство;

Субконтрактинг;

Лайсензинг;

Организация совместного производства.

2. Косвенная офсетная сделка - вид договорных отношений, объектом которых являются услуги и товары, не имеющие связи с экспортными предметами сделки. Косвенная сделка «оффсет» - форма встречной сделки, когда во взаимоотношения сторон вовлекаются прочие группы товаров (услуг), интересующие участника. К примеру, одна из сторон может пойти на покупку товара (услуг, сырьевой продукции), которая производится в стране-покупателе, но не имеет отношения к основному объекту сделки. Косвенная офсетная сделка может быть реализована за пределами расчетного временного промежутка.

3. Со-производство - создание товара за границей на базе межправительственных договоров. По таким соглашениям иностранные государственные предприятия могут осуществлять покупку технологий (информации), необходимой для создания определенных изделий или их комплектующих с последующей поставкой в страну, где производится разработка и производство основных изделий. В состав со-производства входит лицензионное производство в пределах договоров, заключенных между правительствами разных стран. В свою очередь, лицензионное производство, базирующееся на прямых договорах с производителями в государстве-экспортере, исключено.

Сделка «оффсет»: формы, типы обязательств


Виды обязательств при оформлении сделок «оффсет»:

Инвестиции в НИОКР;

Трансферт технологий;

Прямые вложения (сюда относятся и инвестиционные проекты, не имеющие связи с поставщиком товара);

Развитие инфраструктуры (в том числе и социальной);

Организация совместного производства в пределах импортирующей страны;

Возведение специальных учебных центров, переподготовка и подготовка специалистов, а также реализация других программ.

Обязательства сделки «оффсет» - форма исполнения поставщиком товара требований, выдвигаемых стороной, приобретающей объект сделки. В зависимости от объемов соглашений, типа продукции, а также условий сделки «оффсет» обязательства могут быть сокращены или дополнены.

Сделка «оффсет» имеет несколько основных форм:

1. Инвестиционная форма. В данном случае страна-покупатель вкладывает свои средства в определенную отрасль страны-продавца.

2. Торговая форма - вид сделки, под которой подразумевается определенного товара экспортирующей страной из государства, куда товар поставляется.

3. Предпринимательская форма - вид взаимодействия между странами, участвующими в соглашении, подразумевающем создание общего производства.

4. Технологическая форма. Суть такой сделки заключается во включении в состав договора условий, по которым иностранный поставщик должен делиться новыми технологиями.

5. Образовательная форма - тип взаимодействия, при котором готовятся специалисты для обслуживания объекта сделки (как правило, сложного оборудования).

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

И других ;

  • сделка, прекращающая обязательства сторон на фьючерсной бирже;
  • компенсационная сделка на открытой товарно-фьючерсной бирже без непосредственного товарного покрытия перед куплей-продажей контракта; предусматривает стандартизированный контракт.
  • Офсетная сделка - вид компенсационной сделки при закупке импортной продукции, существенным условием которой является выставление встречных требований по инвестированию части средств от суммы контракта в экономику страны-импортера. В мировой практике, офсетные сделки наиболее распространены в сфере импорта продукции военно-промышленного комплекса, но встречаются и в гражданском секторе при закупке дорогостоящей продукции, особенно высокотехнологичной.

    Под офсетными обязательствами понимают вид исполняемых поставщиком продукции требований закупающей стороны. В зависимости от суммы контракта, вида закупаемой продукции, условий по офсетам в стране-импортере они могут дополняться или сокращаться. Известные на сегодняшний день виды офсетных обязательств:

    • прямые инвестиции (в том числе вложения в инвестиционные проекты, напрямую не связанные с поставщиком продукции);
    • трансферт технологий;
    • инвестиции в ;
    • открытие совместного производства на территории страны-импортера;
    • локализация производства на территории страны-импортера;
    • строительство специализированных учебных центров, реализация программ подготовки и переподготовки специалистов различной направленности для государства-импортера;
    • развитие инфраструктуры, а также социальной инфраструктуры.

    Различают следующие формы офсетной сделки:

    Существует два вида офсетов — прямые и косвенные. Прямые офсеты связаны с продукцией или услугами военного назначения, экспортируемыми военно-промышленной компанией. Часто такие офсеты выступают в форме совместного производства, субподряда, передачи технологий, организации обучения, производства, лицензионного производства или финансирования. Косвенные офсеты не относятся к продукции или услугам военного назначения, экспортируемым оборонной компанией. Косвенные офсеты включают приобретение, инвестиции, обучение, финансирование, помощь с маркетингом и экспортом и передачу технологий.

    Правительство Москвы будет использовать механизм офсетных контрактов для локализации производства лекарственных препаратов и медицинских изделий на территории Москвы, заявил руководитель столичного департамента экономической политики и развития Владимир Ефимов в ходе конференции "Закупки. Диалог с производителями".

    "Сейчас в сфере поддержки производителей делаем акцент на офсетных контрактах, - сказал В.Ефимов. - Контракт с "Биокадом" - пилотный проект не только для Москвы, но и для всей страны. Но не последний. Ведем активную работу с поставщиками лекарственных препаратов по подготовке второго крупного офсетного контракта".

    "Нам важно выработать оптимальную структуру горзаказа, которая позволила привлечь максимальное число производителей, - сказала заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина. - Сейчас, наряду со льготными условиям для локализации производства, на аренду земельных участков, есть еще более ключевой посыл - так называемые офсетные сделки, когда мы даем ко всему еще и гарантированный, долговременный спрос на продукцию".

    Офсетный контракт в рамках закона "О контрактной системе" (44-ФЗ) - контракт со встречными инвестиционными обязательствами (речь идет об инвестициях в размере не менее 1 млрд рублей) со стороны поставщика по созданию производства определенных товаров на территории субъекта РФ. Регион, в свою очередь, гарантирует такому поставщику заказ его продукции в течение 10 лет. Условия и порядок реализации офсетных контрактов был определен правительственным постановлением осенью 2016 года.

    "Биокад" стал победителем первого конкурса Москвы по отбору партнера по офсетному проекту.

    Руководитель направления экономики здравоохранения "Биокада" Дарья Толкачева сказала "Интерфаксу", что по этому контракту компания обязалась инвестировать в локализацию производства фармпрепаратов на территории особой экономической зоны "Зеленоград" 3 млрд рублей. При этом она подчеркнула, что в ходе конкурса цена контракта упала почти в два раза - до 14 млрд рублей. На такую сумму Москва будет закупать у "Биокада" лекарственные средства (22 наименования, преимущественно из группы "онкология и иммуномодуляторы"). На организацию производства отведено три года. Причем в контракт включено условие, что компания может заменить тот или иной препарат из названного перечня в случае появления более эффективного аналога.

    "Сейчас на производстве планируется выпуск дженериков, - сказала Д.Толмачева. - Впрочем, у "Биокада" значимый портфель собственных наработок и поэтому не исключаем возможности выпуска на зеленоградском производстве оригинальных фармпрепаратов".

    По словам Д.Толмачевой, в перспективе "Биокад" рассчитывает использовать мощности зеленоградской площадки для производства препаратов, которые будут предназначены как для поставок в другие регионы РФ, так и на экспорт.

    Офсетная сделка - это одна из разновидностей сделок встречной торговли, которая, наряду с бартером, встречной закупкой, компенсационной сделкой и другими фирмами, занимает существенное место в многообразном инструментарии мировой торговли. Существенным отличительным признаком офсетных сделок является то, что они применяются большим образом в торговле товарами военного назначения - ТВН, и иногда высокотехнологичной дорогостоящей продукции гражданского назначения. Существенным условием данного вида сделок является выставление встречных требований по вложению части средств, полученных от экспортного контракта в экономику страны-импортёра.

    Разумеется, офсетные требования импортера, по своей сути, являются обременением для экспортера, однако к этому следует относиться терпимо, т.к. предметом экспорта в этих сделках является весьма дорогостоящая продукция - авиатехника, продукция ВПК, продукция судостроения, рынки которых с коммерческой точки зрения, если торговля ведется в СКВ, а не в счет межгосударственных кредитов, являются «рынками покупателя» и последний имеет возможность выставлять свои условия. Есть и определенные плюсы этих сделок для экспортера. Покупатель в офсете, как правило, полностью рассчитывается с продавцом, покрывая всю стоимость оборудования, чего нет при обычных коммерческих поставках или в поставках в счет межгосударственных соглашений, где имеют место элементы кредитования.

    Следует заметить, что хотя офсетные сделки относятся к разновидностям внешней торговли, под встречные офсетные обязательства, как правило, попадают не чисто торговые, а в более широком плане - внешнеэкономические обязательства. В зависимости от суммы контракта требования закупающей стороны могут содержать: осуществление прямых инвестиций; передачу технологий; лицензионное производство; инвестиции в сферу НИОКР страны-покупателя; создание совместных предприятий по производству целевой продукции на территории последнего; локализацию производства; кредитование, обучение, иногда строительство объектов производственной и социальной инфраструктуры на территории страны-импортера.

    Существует два вида офсетов - прямые и косвенные. Прямые офсеты связаны с продукцией или услугами военного назначения, экспортируемыми военно-промышленной компанией. Часто такие офсеты выступают в форме совместного производства, субподряда, передачи технологий, организации обучения, производства, лицензионного производства или финансирования. Косвенные офсеты не относятся к продукции или услугам военного назначения, экспортируемым оборонной компанией. Косвенные офсеты включают приобретение, инвестиции, обучение, финансирование, помощь с маркетингом и экспортом и передачу технологий.

    Обычно офсетные соглашения содержат «уровень требуемого офсета, выраженный в процентном отношении к стоимости поставочного контракта, а также вид деятельности, подлежащий закрытию за счет офсетов. Часто в одной договоренности совмещаются прямые и косвенные офсетные обязательства. Иностранные государства постоянно повышают требования к офсетам, ведут длительные переговоры о приемлемом уровне встречных обязательств. В то же время среди них распространена практика использования поощряющих мультипликаторов для стимулирования развития определенных секторов экономики.

    Анализируя мотивацию стран-покупателей по офсетам Главное бюджетно-контрольное управление США, - пишет, что иностранные правительства используют практику офсетных соглашений для уменьшения финансового бремени своих покупок, получения ценных технологий и ноу-хау в промышленности, поддержания уровня занятости, создания или увеличения военно-производственных мощностей, а также для того, чтобы использование национального бюджета на зарубежные покупки было более политически приемлемым.

    В отличие от контрактов предыдущих десятилетий, современные офсетные соглашения неизменно содержат список штрафных санкций, применяемых к экспортеру в случае невыполнения им офсетных обязательств, вплоть до исключения компании-поставщика из всех дальнейших тендеров. Например, Норвегия устанавливает штраф до 10% суммы контракта, Дания попросту вносит поставщика в «черный список» и отказывается от дальнейшего сотрудничества.

    Поскольку в офсетных сделках предметом обмена в подавляющем числе случаев выступают товары военного назначения, главными игроками по данному виду сделок на мировой арене выступают ведущие страны-экспортеры вооружений и наиболее крупные страны-импортеры оружия. Некоторые страны, например Великобритания выступают в двусложной роли одновременно экспортеров по одним офсетным сделкам и импортеров по другим.

    Ведущей страной в мировой практике офсетов, как и крупнейшим поставщиком вооружений вообще, являются США. США рассматривают военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами как важный инструмент внешней политики. При этом, в отличие от России, где производство военной техники производится самостоятельно, США организовали совместное производство вооружений с союзниками в Европе и Азии, что во многом предопределило появление в практике американских военно-промышленных компаний практики встречных обязательств - офсетов. В настоящее время офсеты в рамках американских программ Foreign Military Sales - регулирует государственные соглашения в сфере продаж ВВТ и Direct Commercial Sales - соглашения частных компаний являются основой политики США при экспорте обычных вооружений.

    Однако существуют проблемы. Крупные американские фирмы-подрядчики открыто заявляют, что хотя видят своей важнейшей задачей сохранение рабочих мест в США, в то же время подтверждают, что они зависимы от выставляемых встречных условий государств-покупателей. Утверждается, что всегда делаются попытки минимизировать офсетные требования с целью сохранить американские внутренние трудовые ресурсы, устоявшуюся базу поставщиков и ключевые технологии. С другой стороны, офсеты помогают создавать рабочие места в национальной промышленности, ориентированной на экспорт. Занятость в оборонной отрасли сильно зависит от экспорта, а экспорт, в свою очередь, от офсетов. Противоположная точка зрения гласит, что крупные подрядчики на самом деле принимают решения не исходя из беспокойства о рабочих местах, а из соображений потенциальной прибыльности сделок. Кроме того, крупные компании не обязаны отчитываться перед своими поставщиками о том, каким образом они принимают решения. В реальности и в большинстве случаев офсеты уменьшают потенциальную занятость в стране экспортера, т.к. предусматривают локализацию части производства в стране-импортере.

    Другая проблема в торговле офсетами, заключается в необходимости координации действий стран-союзников по внешнеполитическим и военным блокам, повышении заинтересованности союзников как в роли покупателей по офсетам, так и в роли субподрядчиков и сопоставщиков главного экспортера. В начале 90-х гг. США начали разработку международного офсетного соглашения с союзными государствами, однако по разным причинам никаких соглашений за последние 20 лет достигнуто не было. Правда, при администрации Клинтона была создана т. н. Национальная комиссия по использованию офсетов в торговле ВВТ - пять представителей от исполнительной власти, три от промышленности, один от профсоюзов и два от Академии наук. Ее доклад должен был стать основой для будущего международного договора по офсетам. Однако после подготовки промежуточного доклада в начале 2000-х гг. комиссия была распущена. Взамен была создана Межведомственная команда по офсетам в торговле для обсуждения с зарубежными государствами возможности ограничения негативных последствий от офсетных соглашений. Тем не менее, хотя межведомственная команда содействует Отделу промышленности и безопасности в подготовке доклада по офсетам, в международном плане мало что делается.

    Обобщая имеющиеся на сегодня данные о позиции различных американских администраций по вопросам офсетов, можно отметить, что она не однозначна, а в ряде случаев противоречива. Создается впечатление, что правительство не обладает комплексным пониманием того, как офсетные сделки влияют на экономику и промышленность страны. Хотя офсеты явно принадлежат к разновидностям встречной торговли, а последняя не пользуется поддержкой американского истеблишмента, так как принято считать, что в ней нарушаются основополагающие принципы рыночного обмена, включая принципы недискриминации и многосторонности обмена, пропагандируемые в условиях глобализации, в том числе через политику Всемирной Торговой Организации.

    Тем не менее, Правительство США практически никогда не пыталось ограничить или запретить практику офсетов. В ответ на отдельные случаи нанесения экономического ущерба офсетными соглашениями поставщикам низших уровней разделения труда Конгресс США периодически усиливал обязательства компаний в области развития национальных производств, а также поручал правительственным ведомствам постоянно изучать офсетные тенденции. С позиций же крупнейших промышленных компаний, которые ведут переговоры по офсетам, последний должен быть структурирован таким образом, чтобы был недорогим; растянут во времени; предоставлял широкий выбор проектов для реализации; предполагал наиболее выгодные условия учета; позволял сотрудничать с максимально возможным количеством потенциальных партнеров. В докладе, где анализируются данные с 1993 по 2005 г., утверждается, что американские компании за 13 лет подписали 538 офсетных соглашений с 41 государством. Общая сумма этих соглашений составила 56,6 млрд долл., а связанных с ними экспортных контрактов на поставку ВВТ - 79,5 млрд долл.

    Одним из известных примеров американского офсета является сделка 1982 г. между корпорацией McDonnel Douglas и правительством Испании на поставку истребителей F/A-18. Стоимость офсетных обязательств компании составила около 1,8 млрд долл., в то время как стоимость самой сделки - всего 1,5 млрд долл. McDonnel Douglas обязалась содействовать продвижению на американский рынок ряда испанских товаров, включая рулонную сталь, химикаты, подсолнечное масло, парусные лодки, цинк и мрамор.

    На современном этапе крупные военные подрядчики в ведущих странах-экспортерах хорошо приспособились к жесткой конкуренции, где большинство стран-покупателей оружия считают нормальной практикой требовать выполнения встречных внешнеэкономических обязательств от стран-поставщиков. Пытаясь привнести прозрачность, государственная политика по офсетам США как крупнейшего экспортера вооружений и главного конкурента России на данном рынке - усовершенствовалась, правительственные ведомства изучают влияние офсетов на субподрядчиков низших уровней кооперации. Вместе с тем, парадокс в том, что американскому министерству обороны, исторически поддерживающему различные формы военно-технического сотрудничества, которые бы улучшали взаимодействие вооруженных сил США и их союзников, сегодня запрещено принимать непосредственное участие в заключении или содействии выполнению офсетных соглашений. Все отнесено на корпоративный уровень. Как правило, правительство США поддерживает политику невмешательства в процесс выполнения офсетных обязательств крупных военных корпораций.

    Особенности французской политики офсетов
    У французских партнеров ключевыми соображениями заключения офсетов являются факторы роста занятости в национальной экономике и стимулирования производства товаров глубокой степени переработки. Во Франции также понимают, что интересы безопасности и суверенитета накладывают свою специфику на приобретение странами-партнерами вооружений. Покупателю необходимо гарантировать техобслуживание техники в течение всего срока ее эксплуатации, вне зависимости от его продолжительности. Офсет обусловливает развитие стратегических технологий на территории заказчика и поддержание необходимых производственных мощностей.

    В то же время в Европе офсеты приводят к дублированию функций в рамках Европейского оборонного агентства и увековечивают наличие избыточных производственных мощностей. Бытует также общее мнение, что офсеты в некоторых случаях являются фактором неэффективности военных расходов и ослабления конкурентоспособности европейской промышленности. Это вынуждает Европу искать альтернативные офсетам механизмы.

    В своей офсетной политике Франция предлагает учитывать не только текущие потребности государств-покупателей, но подходить к вопросу комплексно, принимая во внимание также их общие производственные и социально-экономические задачи. Такой подход, как правило, ведет к созданию комплексного экономическо- го сотрудничества между Францией и ее партнерами, где офсеты выступают лишь его логичной составляющей.

    Сейчас государство старается выявить все рынки, важность которых увеличилась в связи с возникновением офсетной практики, хотя здесь существуют трудности в силу разобщенности действий различных министерств и ведомств. Франция старается лучше контролировать процесс выработки экспортных коммерческих предложений, стараясь защитить национальную промышленность, проблема в том, что иногда значительная часть оборудования, установленного на экспортируемые Францией самолеты, корабли и прочие платформы, является иностранного производства, в связи с чем выигрыш французской стороны от контракта сильно уменьшается. Регулярно проводится инвентаризация прошлых сделок или тех из них, которые находятся на стадии правительственных переговоров.

    При французском Минобороны также создан совет по экономике для оценки экономического эффекта оборонных расходов в средне- и долгосрочной перспективе. Наряду с этим, с целью изучения долгосрочного влияния научно-технического прогресса при Минобороны был создан совет по науке. Франции, как и другим промышленным державам, таким как Германия, Вели- кобритания или США, есть что терять в области промышленных офсетов, так как заказчики зачастую пользуются ими с целью получения доступа к французским технологиям. С другой стороны, наряду с наличием потенциальных проблем с обеспечением качества, которые могут иметь место при передаче другой стране технологии по ремонту и обслуживанию ВВТ, в стратегическом плане это может помочь уменьшить логистические риски в случае проведения удаленной военной операции, наподобие проводимой в Мали.

    Характерной чертой офсетной практики является отсутствие у Франции профессиональных команд переговорщиков. Французов часто упрекают в том, что они чаще ведут себя как инженеры, а не как бизнесмены. Стремясь оправдать закупки вооружений перед своим населением, страна-покупатель пытается сделать эту покупку одновременно приемлемой и презентабельной, ставя приоритетом получаемые компенсации. В итоге сопутствующие товары и услуги играют в контракте главную роль, что неприемлемо в ряде случаев.

    Опыт проведения офсетов ЮАР
    Оборонно-промышленный комплекс Южно-Африканской Республики является крупнейшим и наиболее развитым в африканском регионе. В последние годы наблюдается тенденция снижения числа рабочих мест в военно-промышленной отрасли - почти в 4 раза в период с 1990 г. по 2010 г., сокращения объемов производства и научно-исследовательских работ. Для выправления положения правительство ЮАР стало заинтересовывать крупных поставщиков вооружений и использовать офсеты для укрепления собственной экономики.

    В рамках офсетных контрактов привлекаются инвестиции в оборонную и гражданскую промышленность страны, создаются новые рабочие места, развивается экспорт и другие экономические инициативы. Правительство приняло т.н. «Программу военно-промышленного участия» - Defence Industrial Participation. Она стала развитием «Программы участия национальной промышленности» -National Industrial Participation, отражающей основные положения офсетной политики ЮАР при импорте гражданской продукции. Координация исполнения офсетных программ в рамках DIP возложена на действующую от имени Минобороны ЮАР государственную оборонную корпорацию Armscor.

    Внедрение офсетного механизма в России
    Специального законодательного регулирования офсетов в России не существует. Соответственно, нет детальных принципов и ограничений на совершение подобного рода сделок. Большинство нюансов офсетов в российской практике оставлены на регулирование в договорах. Да и большого количества контрактов в этой области пока нет. При этом даже в отсутствие специального законодательства ряд крупных международных сделок России на поставку ВВТ имеют черты классических офсетов, применяемых промышленно-развитыми странами во взаимной торговле и в торговле с развивающимся миром.

    Например, соглашения, подписанные Россией с Венесуэлой и некоторыми другими государствами. Но отсутствие детальной законодательной базы с заранее утвержденными транспарентными условиями и ограничениями для таких сделок сильно сдерживают потенциал их развития в торговле оборонной продукцией с более широким кругом стран. Думается, что развитие офсетной торговли, в том числе на бывшем постсоветском пространстве, может не только увеличить потенциал поставок российских ВВТ, но и может стимулировать российское инвестиционное и научно-техническое проникновение в экономику стран-партнеров.

    Загрузка...