dorogagizni.ru

Проектирование как вид трудовой деятельности. Общие основы проектирования в производственной деятельности человека

Соц.культурное проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей. Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных соц.культурных изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. В качестве объекта ск проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. В этой связи ведущими целью проблемно-целевого проектирования являются:- создание условий для развития ск субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с ск средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями;- обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений. Задачи проектной деятельности:- анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;- поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;- выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;- разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально- техническом, финансовом, правовом отношении.Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа и проект.Программа - это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально- содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.Проект может существовать в двух формах: а) как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории; б) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.И в первом и во втором случае проект - это как бы локальная программа, ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путем содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов его взаимодействия со средой.По содержанию проблем, определяющих актуальность проекта и новизне способов их разрешения, проекты могут быть типовыми и уникальными. Если типовые воспроизводимы в других ситуациях с небольшой корректировкой в соответствии с местными условиями (например, проекты стандартных учреждений культуры), то уникальные не могут тиражироваться в силу неповторимости ситуации и объектной области проектирования (например, проекты, связанные с реставрацией и использованием неповторимых архитектурных сооружений, природных ландшафтов и пр.). Важнейшим структурным элементом технологии проектирования является исследовательская деятельность, поскольку именно проектировщик должен, во- первых, знать, видеть реальные проблемы функционирования той или иной объектной области (например, культуры региона, среды и условий жизнедеятельности личности, социальной группы и т.д.); во-вторых, иметь представление о идеальном состоянии целого и способах его поддержки. Однако независимо от радиуса разрабатываемого проекта, необходим учет проблем всех уровней, ибо все они взаимосвязаны между собой: проблемы общенационального масштаба существенно влияют на содержание и характер жизнедеятельности человека, независимо от места его проживания, региональные проблемы могут быть общими для большинства территорий России, а проблемы социальной группы, выявленные в конкретных жизненных обстоятельствах, могут рассматриваться в качестве типичных для данной категории населения проблем в масштабах всей страны.

Изменение характера умственного труда, связанное с развитием информационных технологий, появление новых трудовых функций, специальностей, профессий, возникновение международных стандартов качества, экологии, менеджмента вызвало необходимость поиска новых методов системного проектирования умственного труда.

Понимание организационного проектирования расширилось. В настоящее время по единым методологическим схемам формируются методики комплексной оценки качества управленческого труда, проектирования автоматизированных рабочих мест, автоматизированных систем управления, рационального разделения и кооперации труда.

Системное исследование организации процессов управления в России, Белоруссии, способствовало формированию таких новых направлений организационного проектирования как регламентация управленческого труда и проектирование стандартов системы менеджмента для организаций.

Развитие организационного проектирования в США и Европейском Союзе привело к возникновению организационного реинжиниринга, формированию методологии структурного анализа и проектирования (SADT) и системы методологий IDEF.

Развитие организационного проектирования в настоящее время идет в направлении создания методологии и методических инструментов комплексного проектирования систем совершенствования труда управленческого персонала. Организационное проектирование в современном понимании представляет собой комплекс методических инструментов, которые позволяют упорядочить, привести в систему процессы управления.

2. Проектирование как вид деятельности

Проектирование как процесс, в зависимости от объекта проектирования, может быть представлено как: стратегическое; организационное; инвестиционное; конструкторское; технологическое.

Проектирование любого объекта связано с созданием, преобразованием и представлением в принятой форме образа этого объекта, чаще его составных частей. Для стратегического проектирования создаваемый образ может быть представлен в форме комплекса стратегий, для организационного проектирования - в форме особой организации рассматриваемого объекта, организационных решений, повышающих эффективность управления и, соответственно, хозяйственной деятельности.

Проектирование начинается при наличии задания на проектирование, результатом же проектирования является комплекс управленческих решений, выраженный в виде полного комплекта документации.

С точки зрения принятия решений проектирование представляет собой процесс разработки управленческих, проектно- конструкторских, социальных, экономических решений, направленных на получение желаемого эффекта. С информационной точки зрения проектирование есть процесс преобразования входной информации об объекте проектирования в выходную информацию в виде проектно - технологической, экономической, организационной документации. С организационной точки зрения к процессу проектирования могут быть применены различные подходы. Прежде всего - блочно - иерархический. Согласно которому проектируемая система расчленяется на иерархические уровни. На высшем уровне используется только общие черты и особенности проектируемой системы. На следующих уровнях степень подробности рассмотрения возрастает.

Каждая система имеет собственное внутреннее строение (структуру, функции, факторы, обеспечивающие целостность организации). Например, система организации управленческого труда включает в себя: сам живой труд (расходование рабочей силы), предметы труда, средства труда, выступающие мерилом развития рабочей силы, а также показателем общественных отношений. Функции такой системы составляют проявление внутреннего содержания системы в ее отношениях с внешней средой. Выявить структуру объекта - значит упомянуть его части и способы, с помощью которых он вступает во взаимоотношения.

Организационное проектирование отличается от других видов проектирования не только формой результата и областью исследования, но также необходимостью учета характера и взаимных связей большого числа факторов, влияющих на построение изучаемого объекта, и определяющих его экономическую эффективность.

Отличие организационного проектирования состоит также в необходимость обязательного проведения структурной и параметрической оптимизации рассматриваемых объектов (с использованием структурных и функциональных моделей).

В настоящее время системный подход используется без исключения во всех областях науки. Применение системного подхода к исследованию объекта означает наделение его свойствами и закономерностями существования системы.

Под системой следует понимать комплексное целое, которое состоит из множества элементов, объединенных различными взаимосвязями и обособленными от того, что их окружает, какими-либо границами. Элемент системы - это предмет, который, являясь составной частью системы, выполняет определенную функцию, и не подлежит дальнейшему расчленению при проведении данного исследования.

Важнейшее свойство системы - целостность «невозможно рассматривать без использования понятия «отношения» и «связи».

Связь характеризует совокупность новых свойств, возникающих и существующих в процессе взаимного воздействия объектов. Связь обезличена, а отношения подразумевают взаимодействие субъекта и объекта.

Отношения предполагают наличие субъекта и объекта отношений, наличие активной движущей силы, инициирующей отношения. Субъектная составляющая понятия «отношения », не только отражает

Проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей. В качестве объекта социокультурного проектирования выступают две подсистемы: социум и культуру . Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме – есть проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных особенностей . ведущими целевыми ориентациями проблемно-целевого проектирования являются: - создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями; - обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений. Задачи проектной деятельности: - анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера; - поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;

С другой стороны, культура (культурная деятельность) является условием и средством решения проблем и задач , находящихся в других плоскостях социального и индивидуального бытия. Проекты такого типа в качестве своей конечной цели предполагают оптимизацию процессов жизнедеятельности (человека, социальной группы, региона и т.д.), а культура выступает в качестве средства, условия такой оптимизации. Приоритетные области проектирования - это наиболее значимые в социальном и личностном плане сферы социально-культурной жизни (и соответствующие им виды деятельности), характеризующиеся максимальной концентрацией проблем и обладающие возможностями и ресурсами оптимизации человеческой жизнедеятельности. Выявление приоритетных направлений проектирования осуществляется, преимущественно, путем анализа ситуации , характеризующей совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом и локальной ситуации, фиксирующей социальные, социально-демографические и социально-культурные проблемы конкретной территориально-административной единицы. Аудитория проекта - носитель социально-культурных и личностных проблем, т.е. социальная категория или группа населения, характеризующаяся специфическими социальными и культурными особенностями и отличающаяся от других групп `композицией условий и процессов жизнедеятельности. В процессе проектирования необходимо учесть основные параметры , характеризующие специфику рассматриваемой общности: - проблемы, носителем которых является данная общность; - социально-культурные особенности (ценности, нравы, обычаи, традиции), регулирующие поведение и социальное взаимодействие в общности; - знания, умения и навыки, которыми владеют члены общности и которые могут быть использованы в качестве средства разрешения проблемной ситуации; - ресурсы, потенциально доступные членам общности и которые можно задействовать в ходе реализации проекта. Методы - это пути и способы достижения целей и решения задач, средства - совокупность приемов и операций достижения цели. В рам-ках проекта методы и средства конкретизируются совокупностью плани-руемых мероприятий. Форма - это определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, методов, средств, исполнителей и аудитории проекта. Практические мероприятия: Практические мероприятия могут быть направлены непосредственно на решение проблемы, а могут обеспечивать дополнительные средства осуществления проекта. Для корректировки содержания проекта по ходу его реализации, активизации участия населения могут планироваться опросы общественного мнения. Кроме специалистов, владеющих технологией проектирования и занимающихся проектной деятельностью на профессиональной основе, участниками разработки и реализации содержательной части проектов (особенно на этапе его внедрения) могут и должны быть: 1. Органы принятия решений в сфере культуры, чьи функции связаны с обеспечением разработки программ, проектов, их утверждением, контролем над их реализацией. 2. Государственные и негосударственные учреждения и организации, научные и экспертные советы, способные взять на себя ответственность за разработку, научное обоснование, квалифицированную экспертизу программ, проектов, оценку общественных инициатив с точки зрения целесообразности их поддержки. Творческие объединения, благотворительные организации могут проводить специальные мероприятия, направленные на привлечение внимания населения, средств массовой информации к программам, проектам (пресс-конференции, выставки, концерты, аукционы, массовые акции и т.п.). 3. Общественность, группирующаяся вокруг конкретных программ, проектов, для которой участие в их реализации является способом культурного наполнения жизни , служит объединяющим и социализирующим фактором. Включение общественности в процесс разработки, обсуждения и реализации проектов важно еще и с другой точки зрения - оно стимулирует самоорганизацию и самодеятельность населения, способствует формированию по месту жительства стабильных инициативных групп и социальных общностей. Для привлечения и эффективного участия общественности необходимы консультации специалистов, а также соответствующая материальная и организационная поддержка инициатив. Целевая установка проектов: - для сохранения жизнеспособных ценностей и явлений культуры прошлого, характерных для всех составляющих социокультурной среды (в предметно-пространственном мире сохранение, реставрация и реконструкция памятников истории и культуры, архитектурной среды; в отно-шениях между людьми поддержка адекватных современности традиционных образцов поведения и общения; в познавательно-оценочной сфере - хранение и введение в культурный оборот текстов гуманитарной культуры прошлого). - освоения и активного использования в актуальном пространстве жизнедеятельности культурного наследия (элементов предметной среды прошлого, жизнеспособных традиционных нравов, обычаев, ритуалов и т.д.) . Целенаправленная поддержка культурных инноваций в рамках проекта предполагает: - выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий оптимального существования в сегодняшней социокультурной ситуации (например, экологически безопасных способов существования человека в среде, форм оптимальной организации пространств в поселениях, образцов архитектурных сооружений, монументального, прикладного искусства, дизайна);

В зависимости от позиции проектировщика выделяются два типа проектных стратегий : Первый тип ориентирован на максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая становится объектом проектной деятельности. В этом случае цель проекта состоит в создании условий, обеспечивающих сохранение (консервацию) культурного ареала региона - объекта внедрения проекта, а уже потом - саморазвитие субъекта культуры. Во втором типе проектов доминирующей задачей является экспорт собственных культурных образцов (ценностей, норм, технологий) в `чужой` культурный контекст, который благодаря этому модифицируется, `искусственно` преобразуется. Идея развития, лежащая в основе данного типа проектов, определяется в какой-то мере осознанием и пониманием невозможности решить проблемы за счет ресурсов той культуры, которая (или фрагменты которой) является объектом проектной деятельности.

Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: Учеб. пособие; Казан. гос. технол. ун-т

. –– Казань, 2004. – 212с.

Введение

Динамика изменения требований общественного производства к специалисту диктует необходимость формирования у него творческого подхода при использовании профессиональных умений и навыков. Решение этой проблемы требует смещать акцент в обучении с усвоения готовых знаний на развитие нестандартного мышления, творческих способностей и качеств личности. Последнее возможно при переходе от репродуктивно–информационного обучения, которому присуща дисциплинарная модель обучения, к продуктивно-творческому с проектно-созидательной моделью.

Технология вариативного проектирования, которая ныне становится универсальной компонентой современной инженерной деятельности в различных сферах, требует эффективного творческого самовыражения, состоящего в генерировании рациональных вариантов проектного решения. Процесс проектирования только тогда результативен, когда проектировщику присуща ориентация на новизну, стремление выйти за рамки известных концепций. Но для этого специалист должен обладать творческим интеллектом, признаками которого служат: гибкость ума, широта мышления, целеустремленность, самостоятельность и критичность. Указанные признаки формируются в процессе воспитания творческой личности.

Воспитание творческой личности требует от преподавателя понимания методологических и психолого-педагогических аспектов учебной, научно-исследовательской и трудовой деятельности, логики учебных действий по развитию продуктивных способностей личности. Преподавателю необходимо понимание сущности и закономерностей деятельности специалиста, которого он готовит, так и сущности и логики собственной профессионально-педагогической деятельности по подготовке и воспитанию такого специалиста.

Таким образом, преподаватель должен обладать методологической культурой, позволяющей ему ориентироваться, понимать и управлять деятельностью, преобразовывать ее в целях более эффективной реализации стоящих перед ним задач.

Преподаватель должен быть готов к любым изменениям. Прогнозируют, что вступающим в жизнь молодым преподавателям в течение профессиональной карьеры придется принять и потом отказаться от 2–3 образовательных парадигм. Поэтому все большее значение приобретает такое качество личности преподавателя как открытость инновациям. Он должен уметь проектировать учебный процесс в условиях быстрых изменений. Эта работа, которой присуща высокая степень неопределенности и новизны, требует анализа предшествующей деятельности, выявления проблем, постановки и конкретизации новых целей, выбора эффективных способов их достижения, а также корректной оценки результатов.

Начало формы

Умения прогнозировать, планировать, проектировать свою деятельность являются одними из важнейших профессионально значимых умений преподавателя. Их необходимо целенаправленно формировать и развивать. Проектирование, по мнению О.С. Газмана, – комплексная деятельность, обладающая признаками автодидактизма. Участники проектирования как бы автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия, новые представления о различных сферах жизни, о производственных, личных, социально–политических отношениях между людьми, новое понимание смысла изменений, которые требует жизнь. Участие в проектировании ставит жизнь людей в позицию творца новых условий жизни. Данное учебное пособие нацелено на формирование проектной культуры преподавателя технического вуза.

Глава I. Проектирование в технических и социальных системах

Вводимые понятия

Краткое введение

Деятельность Планирование Прогнозирование Предвидение Программирование Проектирование Инженерное проектирование Виды проектирования Методы проектирования Системотехническое проектирование Социотехническое проектирование Социальное проектирование Социальные технологии

В данной главе рассматриваются проектирование как универсальная целенаправленная человеческая деятельность и как профессиональная деятельность, ее основные виды – техническое, системотехническое, социотехническое, социальное. Раскрываются общие и специальные характеристики проектирования. Наша цель: раскрыть сущность проектирования как универсальной деятельности, ее виды, содержание, методы для того, чтобы вы смогли: осознать значение проектирования и возможности его использования в различных видах деятельности.

1.1. Проектирование как вид целенаправленной человеческой деятельности

1.1.1. Формы информации о будущем

Существуют различные формы информации о будущем. Различаете ли Вы их? Какие из них вы используете?

Получение информации о будущем – предвидение – разделяется на научное и ненаучное (интуитивное, обыденное, религиозное) (см. рис. 1.1).

Научное предвидение основано на знании закономерностей развития природы, общества, мышления, интуитивное – на предчувствиях человека, религиозное – на вере. Предвидение выражается в двух формах – предсказания и предуказания.

Предсказание подразумевает описание возможных или желательных перспектив, состояния решений проблем будущего.

Предуказание связано собственно с решением этих проблем с использованием информации о будущем для целенаправленной деятельности и общества.

Предсказание выливается в формы предчувствия, предвосхищения, предугадывания, прогнозирования.

Предчувствие (простое предвосхищение) содержит информацию о будущем на уровне интуиции – подсознания. Предугадывание (сложное предвосхищение) несет информацию о будущем на основе жизненного опыта, догадки о будущем, не основанные на научных исследованиях.

Прогнозирование должно означать специальное научное исследование, предметом которого являются перспективы развития явления. Прогнозирование выступает в формах целеполагания, планирования, программирования, проектирования.

Целеполагание – это установление идеально предположенного результата деятельности.

Планирование – проекция в будущее человеческой деятельности для достижения предустановленной цели при определенных условиях, средствах, преобразование информации о будущем в директивы для целенаправленной деятельности.

Программирование – установление основных положений, которые затем развертываются в планирование, либо последовательности конкретных мероприятий по реализации планов.

Проектирование – создание конкретных образов будущего, конкретных деталей разработанных программ.

Рис. 1.1.

1.1.2. Планирование и конструирование как универсальная деятельность

Самыми универсальными целями человеческой деятельности являются создание чего–либо и перестройка сделанного. Они пронизывают все виды человеческой деятельности. Универсальной деятельностью является планирование и конструирование – любая целенаправленная деятельность но решению конкретной (ситуативной) задачи.

Планировать – значит организовывать некоторые действия, которые должны быть выполнены в будущем. Выработка плана подсказывается нуждами и устремлениями или несовершенством существующих систем, требующих изменений. В этом смысле – конструировать – значит формировать план или схему работы, представлять и организовывать, размышлять. Держать план в голове – значит иметь в виду цель, намерение, систему или решение, отвечающее важным потребностям.

Проектирование – это создание идеального описания будущего объекта, предшествующее его реализации. Методология проектирования в последние десятилетия получила большое развитие, впитав в себя совокупность процедур постановки задачи, генерации вариантов, выбора, оптимизации, принятия решений и других. В настоящее время общепризнанно, что почти любая преобразующая и(или) созидательная деятельность человека может и должна опираться на методологию проектирования или ее отдельные процедуры.

В настоящее время любая научно–исследовательская деятельность связана с выполнением различных проектов. Проекты разрабатываются практически во всех сферах деятельности. Перед необходимостью преобразовывать ситуации, создавать искусственные объекты и структуры, разрабатывать алгоритмы действий, планировать этапы достижения определенных целей стоит любой человек! По существу мы проектируем всякий раз, когда разрабатываем способы превращения данной ситуации в другую, более приемлемую.

"

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об основах проектирования в сфере производств; формировать практические умения и навыки обоснования основных признаков проектной деятельности и анализов проектов по различным признакам. Мотивация учебной деятельности...

Т Е Х Н О Л О Г И И

10 класс

Раздел 1 Проектирование как составная часть современного производства и жизнедеятельности человека

Тема № 1 Общие основы проектирования в производственной деятельности человека. Виды проектов.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об основах проектирования в сфере производств; формировать практические умения и навыки обоснования основных признаков проектной деятельности и анализов проектов по различным признакам. Развивать логическое мышление, внимание, представление, уважение к людям, которые выполняют наиболее распространенные трудовые процессы, интерес к профессиям региона.

Тип урока комбинированный

Структура урока

  1. Оргмомент -2мин.
  2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся - 10 мин.
  3. Мотивация учебной деятельности – 2 мин.
  4. Изучение нового материала – 23 мин
  5. Закрепление новых знаний – 6 мин
  6. Итоги урока – 2 мин
  7. Домашнее задание – 2мин.

ХОД УРОКА

  1. Орг.момент- приветствие, список учащихся, распределение мест

Задачи курса «Технологии»

Освоить способы поиска информации, применяемые при разных видах технологической деятельности человека;

Освоить умения практически использовать новые информационно-коммуникативные технологии, в том числе интернет –технологии;

Ознакомиться с составляющими алгоритма дизайна;

Научиться проводить экономические и маркетинговые исследования;

Ознакомиться с ролью менеджмента в производственной деятельности и с этапами процесса принятия решения;

Реализовать полученные знания на практике при создании собственного дизайн-проекта, используя также и знания, полученные на уроках трудового обучения в 5-9 классах.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ПРОЕКТЫ В 5-9 КЛАССАХ (работы по трудовому обучению), оценить эти результаты этих проектов, допущенные ошибки. Можно ли сейчас найти другие варианты их выполнения с учетом приобретенного опыта. Из каких технологических этапов состоял проект?

3. МОТИВАЦИЯ

Сегодня мы познакомимся с проектной технологией как составной частью производственной деятельности человека, видами проектов. С помощью полученных знаний и умений (суть производственного проекта и выполнение анализа проектов по видам)вы можете почувствовать себя взрослым и опытным работником в сфере производства

(Записать в тетрадь понятие)

Метод ПРОЕКТОВ (от латин – брошенный вперед) - понимают работу по решению той или иной практически или теоретически значимой проблемы, оформленную в виде конечного продукта. Внешний(материальный) результат работы над проектом можно видеть, осязать, применять на практике, использовать в повседневной жизни. Но гораздо важнее внутренний (нематериальный результат) – опыт профессиональной деятельности, приобретенные навыки, знания, умения.

  • Мозговой штурм
  • Какую деятельность можно назвать проектной и каковы ее признаки?

Подвести итоги

ПРОЕКТНАЯ деятельность – это особый вид интеллектуальной деятельности, отличительными особенностями которого является самостоятельный поиск учащимися необходимой информации, ее творческое преобразование в материализованный продукт (изделие,сценарий,плакат,мультимедийную презентацию и т.п.)

ПРОЕКТ – это одновременно особый вид познавательной деятельности и ее результат, которые характеризуются следующими признаками:

  • Наличие социально значимой проблемы
  • Планирование действий по ее разрешению
  • Поиск информации,ее обработка и осмысление
  • Оформление продукта- результата этой деятельности
  • Презентация продукта

Структуру проектоной деятельности можно представить в виде пирамиды

Структура проектной деятельности

Этапы проектирования

Этапы проектирования

Э тап

Выполнение работы

Обоснование проекта

Поисковый

Технологический

заключительный

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ

КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ ПРОЕКТА

ВИД ПРОЕКТА

1.По характеру изменений

Оперативные

Стратегические

  1. По мастабу(размеру)

Малые

Средние

Большие

  1. По сроку реализации

Краткосрочные

Среднесрочные

Долгосрочные

  1. По отраслевой принадлежности

Промышленные

Строительные

Транспортные

Образовательные

В сфере обслуживания

Комплексные

  1. По специфике конечного продукта

экономические

Организационные

Технические

Социальные

Смешанные

  1. По фукциональной направленности

Производственные

Технологические

Финансовые

Исследования и развития

Маркетинговые

По управлению персоналом

Комбинированные

  1. По характеру привлеченных сторон

Международные

Национальные

Территориальные

местные

  1. По степени сложности

Простые

Сложные

Очень сложные(комплексные)

  1. по составу и структуре привлеченных организаций

Однофункциональные

Многофункциональные

  1. По требованиям к качеству проекта

стандартные

С особенными требованиями

Учитывая особенности мышления, предпочтение того или иного вида деятельности

приведем классификацию проектов, которые вы можете выполнить самостоятельно или под руководством учителя

Вид проекта

Вид деятельности

Практико-ориентированный

Проект, который нацелен на решение задач, отражающий интересы участников проекта или заказчика (разработка моделей современной молодежной одежды, составление меню тематического банкета, разработка и изготовление мебели и т.д.)

Исследовательский

Информационный

Ролевой

творческий

Приступая к розработке проекта неоходимо

  • выбрать форму продукта проектной деятельности:
  • определить вид презентации проекта с учетом формы продукта, творческих возможностей участников проекта, наличия технических средств:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • по ходу проектирования необходимо формировать партфолио проекта – папку, в которой собираются все рабочие материалы(черновики, планы, продукт, отчет рецензия, презентационные материалы и т.п.)

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57749. Загальна характеристика молюсків. Клас Черевоногі молюски 59 KB
Мета: почати формувати знання учнів про тип Молюски; дати загальну характеристику представникам; розкрити особливості зовнішньої і внутрішньої будови тіла молюсків на прикладі Черевоногих...
57750. Якими є моральні норми українського народу? 54 KB
Основні поняття: моральні норми Батьківщина патріот рідна мова працелюбність. Найважливіші моральні цінності українського народу. Найважливіші моральні цінності українського народу.
57751. Як виникають і зберігаються моральні цінності суспільства 66 KB
Очікувані результати: Після уроку учні зможуть: Витлумачувати поняття «загальнолюдські цінності»; Пояснювати як виникла мораль; Характеризувати поняття «любов», «милосердя», «добро», «правда» тощо як загальнолюдські цінності...
57752. Неспокій хвиль морських. Симфонічні акварелі. Марина 43.5 KB
Мета: закріпити знання про програмну музику, формувати уявлення про симфонічну картину та ескіз як про жанри симфонічної музики, знайомити з творчим портретом К. Дебюссі та І. Айвазовського; підвести дітей до висновку, що кожен митець використовує свої засоби виразності для власного відтворення морської стихії...
57753. Мозок. Векторна графіка, багатошарові зображення, керуванням розміщенням об’єктів за шарами 1.62 MB
Яку функцію виконує головний мозок в організмі ссавців Які відділи має головний мозок ссавців До якої частини нервової системи належить головний мозок Що таке біла речовина Що таке сіра речовина Таким чином головний мозок - важлива частина людського організму.
57754. Выпаривательная установка 2.09 MB
Приведено обоснование технологической схемы производства электролитических щелоков, предложена новизна к конструкции выпарного аппарата. Приведены теоретические основы процесса выпаривания, выполнены технологические расчеты производства...
57755. Види мутацій. Мутагени 304 KB
Мета: освітня: розширити знання учнів про мутації та їх види ознайомити з основними мутагенними факторами та їх впливом на живі організми. Актуалізація опорних знань і мотивація навчальної діяльності учнів...
57756. Населення світу. Природний і механічний рух населення 368.5 KB
Мета: сформувати у учнів систему знань про чисельність, розміщення та склад населення планети; уявлення про відтворення населення, його типах, демографічних процесах в сучасному світі...
57757. Населення України 89.5 KB
Актуалізація опорних знань та вмінь учнів План на мультимедійній дошці Кількість населення. Природний рух населення. Статевовікова структура населення.
Загрузка...