dorogagizni.ru

Презентация и конспект к уроку "знакомство с буквой ц". Буква Ц презентация к уроку по русскому языку (1 класс) на тему Тот вечно хнычет и скучает

Разделы: Начальная школа

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся представление о твердом согласном звуке [ц], познакомить с обозначением его буквами Ц, ц.
  2. Содействовать развитию фонематического слуха, произвольного внимания, связной речи, воображения.
  3. Прививать интерес к чтению.

Оборудование:

  • презентация «Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц»;
  • компьютер, экран, мультимедийный проектор;
  • цветы из малиновой и синей бумаги, лист с изображением вазы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Будьте все внимательны,
Умны и старательны.
Глубоко сейчас вздохнем
И работать все начнем.

2. Актуализация опорных знаний.

Отгадайте загадку:

Нарядные сестрички
Головками качают,
Всех медом угощают.

Что это? (Цветы.)

Верно! А посмотрите, какой необычный букет прислали нам сегодня. (Слайд 2)

Что особенного заметили? (Красные цветочки обозначают гласные звуки, зеленые и синие - согласные.)

Молодцы! А что мы знаем о звуках речи? (Работа по «ленте букв».)

Какие еще вы знаете «цветочные» слова? (Цветочек, цветик, цветной, цветочный, цветет...)

3. Постановка цели урока.

С какого звука начинаются все эти слова? (Со звука [ц].)

Сегодня мы будем говорить об этом звуке и букве, которой он обозначается.

4. Работа над новым материалом.

Ребята, а в букете записка! Давайте ее прочтем. (Слайд 3)

Куда нас приглашают?

А кто – угадайте.

Я веселый коротышка,
Хоть и ростиком малышка.
Я люблю озорничать,
И картины рисовать.
Могу музыку писать,
На трубе большой играть.
Ну-ка, кто я, угадай-ка!
А зовут меня … (Незнайка.) (Слайд 4)

Верно, Носов написал замечательные книги о приключениях Незнайки и его друзей. Отправимся к нему в гости?

1. Называние опорного слова

А полетим мы на воздушном шаре. Но чтобы шар поднялся в воздух, нам нужно составить схему слова цветы.

2. Выделение нового звука, его анализ.

Давайте проанализируем новый звук. Какой он? (Согласный, глухой непарный, твердый.)

Молодцы! А еще этот звук особый. Он не имеет пары по твердости-мягкости. Звук [ц] – всегда твердый.

Ну, вот наш шар поднялся в воздух, и путешествие началось. Пока мы летим, давайте потренируемся произносить новый звук.

3. Артикуляция и фонетическая зарядка.

Как зовут цыплят? (Цып-цып-цып.)

А кто сможет быстро произнести скороговорку?

Потренируйтесь произносить ее в парах, расскажите друг другу.

Разучивание скороговорки: «В цветнике цветут цветы».

Физкультурная минутка.

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Потянулся, улыбнулся,
Взвился вверх и полетел.

4. Упражнение в слышании нового звука.

Вы сегодня очень активно работаете. А теперь выясним, научились ли вы выделять новый звук в словах. Я буду произносить слова, а вы хлопаете в ладоши, если в слове есть звук [ц].

  • Отец, щука, молодцы, крыльцо, щетка, цыпленок, курица, число, цепь.

5. Обозначение звука буквой.

За работой мы и не заметили, как прилетели. Наш шар опустился у города.

На доске надпись: веточный город .

Прочитайте его название. Чего не хватает? (Буквы Ц.)

Давайте с ней познакомимся. (Слайд 6)

Теперь мы можем поставить букву Ц на ее место в названии города. А нас уже встречает Незнайка. Он что-то хочет сказать. (Слайд 9)

6. Чтение слогов-слияний.

Что заметили? (Нет слияний с буквами я, ё, ю.)

А почему? ([ц] – всегда твердый.)

7. Чтение слов с дополнительными пометами.

Умницы! А помните, Незнайка любил изучать разные профессии? Он похвастался, что теперь хочет стать кузнецом. А вы знаете, кто такие кузнецы и чем они занимаются? (Из раскалённого куска железа они куют разные предметы: подковы, гвозди, ключи и другие вещи. Это тяжелая профессия.) (Слайд 11)

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Что общего на фотографии и на рисунке?

Давайте прочитаем слова в учебнике на странице 175 (ученики читают слова с дополнительными пометами).

Очень хорошо! Устали? Пора отдохнуть!

Физкультурная минутка.

Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться

Повторяем два раза: на одной и на другой ноге.

А теперь – сюрприз! Незнайка приглашает нас отдохнуть… а где – угадайте! (Слайд 12)

Куда мы попали? (В цирк.)

А вы были в цирке? Вам понравилось? Почему?

Кого можно там увидеть? Рассмотрите внимательно иллюстрацию на странице 174, она поможет вам ответить на вопрос. Найдите слова, в которых есть новый звук. (Мотоцикл, кольца, ...)

Где происходит действие в цирке? (На арене.)

Кто знает, что такое арена? (Арена – это большая круглая площадка, расположенная в центре цирка, на которой даются представления.)

8. Чтение текста.

Давайте узнаем, что поразило в цирке известного писателя С.Я.Маршака.

Внимательно прочитайте стихотворение на странице 176, подготовьтесь к выразительному чтению (самостоятельное знакомство с произведением методом «жужжащего чтения»).

Что удивило писателя?

А теперь покажем Незнайке, как хорошо мы научились читать (конкурс чтецов, 2-3 человека).

5. Закрепление.

Мы сегодня очень хорошо поработали. А хотите поиграть? Незнайка принес нам целый букет игр. (Слайд 13)

Нужно соотнести профессии и необходимые в работе предметы

Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо. (Цыпленок.)

Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (Цифры.)

На одной ноге стоит.
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (Цапля.)

Из первых букв названий предметов нужно составить новое слово.

6. Обобщение.

Какие вы сегодня молодцы! Давайте еще раз повторим, что мы узнали сегодня о новом звуке и букве и выясним, куда же мы поселим букву Ц на «ленте букв». (Слайд 17)

Незнайка благодарен вам за помощь и говорит: Спасибо!

7. Итог урока, рефлексия.

Наше путешествие подошло к концу. Что вам понравилось и запомнилось? Что не понравилось?

Возьмите цветок, который соответствует вашему настроению, и поставьте его в вазу. (Из цветной бумаги вырезаны цветы малинового и синего цвета, дети приклеивают их на лист с изображением вазы.)

Посмотрите, какой замечательный букет у нас получился, как частичка Цветочного города. Наш урок окончен. Спасибо за работу!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

БУКВА «Ц» ЗВУК [ Ц ] Учитель- логопед ГБДОУ д/с №135 Берсенева М.К. Подготовительная группа Санкт-Петербурга 2016

Звук [ Ц ] - согласный, твёрдый, глухой. Скворец поёт: - Ц-ц-ц! Речевая зарядка, проговаривание чистоговорки, игра «Светофор» Звук [ ц ] всегда произносится твёрдо!

Весна во дворе. Подбор слов со звуком [ ц ] с одним, двумя и тремя слогами. - Как называются эти детёныши? - Кто их мамы? Загадки

Дидактическая игра «Составь схему слова»

Схема слова «курица» Проверь себя.

Гимнастика для глаз. Гимнастика для глаз “Играем с пальцем ” Логопед: – Выполним гимнастику для глаз. Посмотрите на указательный палец правой руки и начинайте водить глазками по направлению пальца: палец вправо и глазки вправо, палец влево и глазки влево, палец вверх и глазки вверх, палец вниз и глазки вниз, палец на носик и глазки на носик, глазки крепко закрываем и палец отпускаем Произнести отчётливо: Курица волнуется - не пугайте курицу. Имитация движений: курица волнуется (взмах руками –3 раза), не пугайте курицу, (покачивание головой из стороны в сторону–3 раза). Физкультминутка

Буква «Ц» Буква Ц –такая цаца! Мастерица наряжаться, Цепи ценные носить, Как царица в них ходить

Прочитай слоги. Цыпленок нашёл зёрна с гласными буквами. Какие слоги с буквой Ц он прочитает?

Мама курица обрадовалась успехам цыплёнка и подарила ему цветок. Цыпленок подумал и выложил из букв слово. Какое слово? А ты сможешь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц" первый комплекс

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц" первый комплекс сделан в программе фотошоп....

Презентация "Звук и буква А"

Данная презентация ориентирована на детей старшего и подготовительного дошкольного возраста. Используется в работе логопеда (с использованием ИКТ). В работе представлен материал для закрепления знаний...

Презентации "Звук и буква Э,Ю,Я"

Презентации предназначены для работы воспитателям и логопедам ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста по обучению грамоте....

Презентация "Звук и буква А".

Данную презентацию можно использовать логопедам, воспитателям д\садов на занятиях по подготовке и обучению грамоте. Красочный материал поможет вашим детям легко усвоить материал и сделает занятие боле...

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

Городского округа Саранск Республики Мордовия

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

1 КЛАСС (1-4)

Тема урока:

Буквы Ц, ц, обозначающие глухой согласный непарный твердый звук [ц].

подготовила

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Малышева Марина Ивановна

г. Саранск

2010

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

1 КЛАСС (1-4)

«Русская азбука» Горецкий В.Г. и др.

Тема урока: Буквы Ц, ц, обозначающие глухой согласный непарный твердый звук [ц].

Тип урока: объяснение нового материала, интегрированный урок чтения и письма с использованием информационных технологий

Оборудование: персональный компьютер со всем окружением, диапроектор, экран для проецирования

Цели урока:

    Познакомить с новыми буквами и звуком [ц] – всегда твердым и глухим.

    Формировать навыки чтения, наблюдать за особенностями написания букв «и» и «ы» после буквы «ц».

    Обобщить знания о твердых непарных и парных согласных звуках.

    Развивать фонематический слух, логическое мышление, связную речь, исследовательскую деятельность.

    Воспитание старательности, дисциплинированности, умений сотрудничать с товарищами и учителем в совместной деятельности.

Ход урока:

      Организационный момент. Минута вхождения в урок. (Психологический настрой детей на урок.)

      Активизация знаний:

    Повторение ЗУН (ПК)

Учитель: «На прошлом уроке изучалась буква «Ю,ю» Поэтому у нас в гостях сказочная буква «ю»

1) Задание 1: Составь слова к схемам (слайд 2)

Ю -

Ю --

Ю --

Ю ---

Ю ----

2) Задание 2: Прочитай словосочетания с доски: (слайд 3)

Елена Ерошина

Юлия Ярославна

Юнна Яковлевна

Юрий Гагарин

Юлий Цезарь

Юрка Юдин

Задание 1: В чем особенность? (имена собственные - женские и мужские)

В чем отличие позиции буквы Ю?

Какая это буква? (гласная) Расскажите почему?

Задание 2: Напишите красиво строчку заглавной и строчной буквы Ю.

      Постановка темы урока: «Сегодня на уроке к нам в гости придет новая сказочная буква. Внимание на экран!»

      Формирование новых знаний:

1) Фонетическая зарядка: (слайд 4)

Как хозяйка зовет цыплят?

Цып – цып - цып.

Послушай новый звук.

2) Слого - звуковой анализ слов:

цифра цапля

Детьми выделяется новый звук.

3) Дается характеристика звука.

4) Проверка (слайд 5). Повторите еще раз характеристику звуков.
Проверь себя:

согласный

непарный

глухой

твердый

5) Итак, знакомьтесь, новая буква! (слайд 6)

6) (слайд 7)

Буква Ц – внизу крючок,
Точно с краником бачок.

Задание 1:

На что похожа буква Ц? Выслушиваются ответы детей.

Задание 2: Напишите красиво буквы по образцу в прописи.

7) Задание 1: (слайд 7)

Прочитайте без ошибок. Даются открытые и закрытые слоги.

Прочитайте без ошибок!
Задание 2:

С какими буквами слогов нет?

ца ац цапля

цо оц цоколь

це ец церковь

цу уц цунами

Задание 3: Напишите слова в тетрадь красиво. Поработайте переводчиками с печатного текста письменными буквами.

Задание 4: Разделите на слоги и поставьте ударение.

      Формирование прочных знаний:

    Проблемная ситуация: (слайд 8)

Задание 1: Составьте недостающие слоги.

Задание 2: Попробуйте эти слоги вставить в слова. Послушайте их!

Ц-рк

Танц- Ы? И

Ц-фра

Кузнец-

2) Проведите исследование. (слайд 9)
- Когда же пишется «И», а когда «Ы»? Сделай вывод.

волчицы цирк

лисицы цилиндр

зайцы циркуль

куницы цикорий

тигрицы цинк

медведицы цифра

Дети самостоятельно делают вывод о написании слогов цы или ци.

3) Запомни! Кроме: (слайд 10)

Цыган на цыпочках к цыпленку (подошел) и цыкнул: «Цыц!»

- ЦИЯ - акация, милиция,

юстиция, акция.

4) Запиши слова в тетрадь правильно и красиво! Не забудь о посадке.

Певц-, ц-корий, ц-када, ц-новка,

ц-ферблат, ц- ган, ц-нии, гиац-нты.

Дай проверить товарищу.

5) Задание 1: Поработай с текстом самостоятельно. (слайд 11)

Письмо Волку!

Верни мою бабушку! Я принесу тебе гостинцы: леденцы, огурцы, голубцы. В логове вымою лестницы и половицы. У входа посажу акации, нарциссы, цинии, гиацинты. Будем мы с тобой молодцы! Красная Шапочка.

Задание 2: Выпиши слова с «цы» и «ци» красиво и правильно в 2 столбика.

      Итог урока. Рефлексия:

Вспомни: (слайд 12)

    Какие буквы и звук изучили?

    Какие новые сочетания научились писать?

    Как правильно писать слова с новой орфограммой?

    Понравился ли вам урок?

      Задание пожеланию на самостоятельную работу дома:

Напиши красиво новые буквы по 3 строчки и запомни в тетрадь.

Вспомни новое правило, придумай и запиши слова на это правило

Научи дома всех этому правилу.

Конспект урока обучения грамоте и письму

Буква Ц, ц.

    познакомить с твёрдым согласным звуком [ц], буквами Цц, строчной и заглавной буквами ц,Ц, дать представление об особенности произнесения [ц], учить соединять согласную ц с гласными; формировать навыки чтения и письма

    развивать фонематический слух, речь, память, мышление, внимание

    воспитывать уважение к труду

Обучение УУД : умение определять с какими теоретическими знаниями связано данное задание, самостоятельно устранять ошибки в письменной работе; отвечать на вопросы, связанные с выполнением задания; организовывать свою деятельность

Ход урока

Организационный момент. Слайд 2, . Проговаривание стиха вслух хором.

1 остановка - «Звуковая».

1. Загадка.

На одной ноге стоит
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.

Кто это? Да, это цапля. Слайд 3. Какой первый звук в слове цапля? Это звук гласный или согласный? Этот согласный звук твёрдый или мягкий?

2. Слайд 4, . Назвать предметы, определить место [ц]. Как мы произносим звук [ц]?

3. Придумайте слова со [ц]. Определите место этого звука.

4. Хлопните в ладоши, если услышите [ц] в словах: цирк, щавель, яйцо, лягушка, блюдце, щёголь, цветы, огурец, ландыш.

2 остановка - речка «Букваринка».

1. Знакомство с буквой ц. Слайд 5, . На что похожа буква ц?

Буква ц –
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.

2. Найти место буквы Ц на ленте букв. Слайд 6, .

3. Слайд 7, . Найдите предметы, названия которых начинаются со [ц]. Найдите на рисунке все спрятавшиеся буквы Ц.

4. Работа с корректурной пробой 7. Найти буквы Ц, обвести их карандашом, сосчитать.

В а ы ц н к о р Ц д т ь ч я з ц х ы ф н е К о л м Ц

Ц ы я с н й ё л о Ц л д ж х з щ е ш к ц ю б р в у й

Р а в ы г р о л д ж э Ц В Р о Т ы Я б ю т и М ц к г

5. Пропись с. 22 . Слайд 8, .

Обведение узора.

6. Слайд 9, .

Вышла лесная курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней цыплятки - малые ребятки.
- Цып-цып-цып! Сюда! Сюда!
Я вам буковку нашла.

Прибежал весёлый А, прочитали дети… ца,
Прибежал задорный О, прочитали дети… цо,
Прибежал игривый И, прочитали дети… ци,
Прибежал упрямый У, прочитали дети… ЦУ,
Прибежал наш смелый Ы, прочитали дети… ЦЫ,
Прибежал зазнайка Е, прочитали дети … це.

Получились слоги-слияния. Прочитаем их, дополним до слов.

7. Слайд 8, . На что похожа строчная буква ц?

Вот какая буква ц:
С коготками на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.

Показ написания строчной буквы ц. Письмо строчной буквы ц.

8. Физминутки. Слайды 10-11, .

3 остановка - станция Читайкиных.

1. Слайд 12, . Чтение слогов. Письмо слов в «Прописи» с.22.

2. Слайд 13, . Подберите слова к схемам.

Слова: ЦИРК, ЦАПЛЯ, КОНЕЦ, ЦВЕТЫ. Запись этих слов.

3. Физминутки. Слайд 14-15, .

4. Знакомство с заглавной буквой Ц. Слайд 16. Показ написания заглавной буквы Ц. Письмо слов и предложений в «Прописи» с.23. Слайд 17, .

5. Слайд 18, . Чтение слов.

6. Слайд 19, . Письмо слов и предложений в «Прописи» с.24.

7. Слайд 20, . Чтение рассказа.

8. Физминутка. Слайд 21, .

9. Слайд 22, . Сопоставим слова с вопросами:

Цапля

важная

Заяц

белый

Лисица

рыжая

Куница

мохнатая

Гусеница

зелёная

Цыплёнок

жёлтый

Птица

красивая

10. Работа с «Азбукой» с.50

    Рассматривание рисунка.

    Ответы на вопросы: Кого вы видите на арене цирка? Чем занят медведь? Кто выполняет трюки с огненным кольцом? Что делают собачки? Чем заняты клоуны?

    Опишите внешний вид дрессировщика. Что вы можете сказать о цвете одежды артистов цирка?

    Прочитаем предложение под иллюстрацией. Озаглавим текст.

11. Формирование навыков чтения.

    Прочитайте пословицу на с. 50 вверху. Как вы понимаете её смысл?

    Рассмотрите рисунок на с.51. Кого вы видите? Как называют людей, которые работают с молотом и наковальней, обрабатывая при этом металл? Почему конь поднял одну ногу? Зачем мальчик привёл коня к кузнецу?

    Прочитайте слова над иллюстрацией. Составьте с ними рассказ.

12. Слайд 23, . Чтение слов, в которых после Ц всегда пишут Ы (1 и 3 столбики).

щипцы

цирк

цыган

птицы

циркач

цыпочки

ранцы

цифры

цып-цып

певцы

циркуль

цыплёнок

пловцы

циклоп

огурцы

цикорий

мельницы

цилиндр

ножницы

цистерна

Чтение остальных слов.

13. Развитие речевого аппарата. Слайд 24, .

Цо-цо-цо - снесла курица яйцо.

Ца-ца-ца - прибежала к нам овца.

Цу-цу-цу - я веду домой овцу.

Цы-цы-цы - бегут куры от овцы.

Прочитайте слова чётко и с ускорением.

14. Слайд 25-26, . Физминутки.

15. Слайд 27, .

ЛЁТ-ЧИК

ТРАК-ТО-РИСТ

МА-ШИ-НИСТ

СТО-ЛЯР

МА-ЛЯР

МОН-ТЁР

КУЗ-НЕЦ

ШАХ-ТЁР

Прочитаем слова. Что мы прочитали?

О какой профессии вы узнали?

Чем занимаются кузнецы?

Назовите сельские профессии.

Зем-лю кра-сит солн-це,
А че-ло-ве-ка – труд.

Прочитаем пословицу. Почему мы так говорим?

16. Слайд 28, . Прочитаем стихотворение.

Я бо-юсь не уметь –
Ре-мес-ла не и-меть:
Не кро-ить и не шить,
И сто-га не вер-шить.
Не ра-бо-тать рез-цом,
И не стать куз-не-цом.
Ни-че-го не у-меть –
Как ду-ши не и-меть.

О чём это стихотворение? 4 остановка - улица «Смекалистых».

1. Слайд 29, .

Что кому?

Повару

ножницы, нитки, иголки

Портнихе

цветы, вазы

Продавцу

огурцы, яйца, луковицы

2. Слайд 30, .

Трактор водит…

маляр.

Стены выкрасил…

тракторист.

Доску выстрогал…

кузнец.

В доме свет провёл…

столяр.

В жаркой кузнице…

монтёр.

Продолжим предложения. Прочитаем получившееся стихотворение.

Кто всё знает - молодец!

3. Запишите предложение: Конец - делу венец.

5 остановка - Парк «Вообразилия».

На что похожа буква Ц?

Стул чинил сегодня мастер.
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул –
Стал на Ц похожим стул.

А строчная буква ц на что похожа?

Физминутка. Слайд 31, .

Загрузка...