dorogagizni.ru

Обсуждение кодексов. Кодекс джедаев Уровни владения Силой джедаев

Star wars. Джедаи и Ситхи

ДЖЕДАИ

Джеда и (англ. Jedi) персонажи вселенной «Звёздных войн», адепты ордена рыцарей-миротворцев, владеющие Силой. Они обладают определённым укладом жизни, воинскими традициями и кодексом чести. Основной атрибут джедая - световой меч.

Кодекс джедая

Ключевую установку Кодекса выражает пятистрочная мантра. Существует несколько её версий, однако исходная такова:

  • Не эмоции, а покой.
  • Не неведение, а знание.
  • Не страсть, а безмятежность.
  • Не хаос, а гармония.
  • Не смерть, а Сила.

Обновленная версия, предложенная Одан-Урром, является наиболее известной:

  • Нет эмоций - есть покой.
  • Нет неведения - есть знание.
  • Нет страстей - есть ясность мыслей.
  • Нет хаоса - есть гармония.
  • Нет смерти - есть Великая Сила.

Кодекс джедаев был переписан гранд-мастером Люком Скайуокером при восстановлении Ордена джедаев:

  • Джедай является хранителем мира в галактике.
  • Джедай использует свои знания для защиты.
  • Джедай уважает любые формы жизни.
  • Джедай служит другим, а не правит ими, на благо галактики.
  • Джедай стремится к самосовершенствованию через знание и тренировки.

Расширенное понимание кодекса джедаев

  • Спокойствие сильнее эмоций.
  • Знание сильнее невежества.
  • Ясность сильнее страсти.
  • Гармония сильнее хаоса.
  • Смерти нет, есть Сила.
  • Джедаи - хранители мира в Галактике.
  • Джедаи используют свою силу только для защиты себя и других, никогда для атаки.
  • Джедаи уважают Жизнь в любой форме.
  • Джедаи не правят, а служат другим, во имя добра для всей Галактики.
  • Джедаи постоянно улучшают себя через новые знания и тренировки.
  • Джедаи не используют Силу и световой меч без необходимости, исключая обучение.
  • Джедаи всегда стараются решать конфликты мирным путём, только безвыходное положение позволяет применять оружие.
  • Джедаи должны избегать влияния и соблазнов Тёмной стороны Силы.
  • Джедаи не участвуют в политических играх и интригах, они всегда сохраняют нейтралитет, за исключением явной угрозы Галактике.
  • Джедаи не ввязываются в посторонние локальные конфликты, если на то нет веских причин.
  • Джедаи всегда осмотрительны и благоразумны в своих поступках и делах.
  • Используя Силу, Джедай должен оставаться в гармонии с ней. Дисгармония уменьшает его силу.
  • Сила создаётся Жизнью. Джедай охраняет Жизнь. Убийство - зло. Часто убийство необходимо и неизбежно. Джедай может убить, защищая себя и других, может убить, если это сохранит жизнь. Но Джедай всегда должен знать, что убийство - зло, и убивая, он совершает преступление против Силы. Даже думая, что он убивает во имя большего блага и это оправдывает его, он должен знать, что смерть остаётся пятном на его душе.
  • Джедай не использует Силу для получения собственной выгоды, богатства и власти. Он действует ради знаний, поддержки свободы, Жизни и образованности, ради победы над тиранией, смертью и невежеством. Джедай использует деньги для оплаты необходимых материалов и услуг, а власть - для получения помощи. Деньги и власть не интересуют Джедая с точки зрения материальной выгоды и преимущества, он отказывается от них после достижения цели.
  • Джедай никогда не действует в состоянии ненависти, злости, страха и агрессии.
  • Джедай действует, как штиль, в мире с Силой.

Равновесие Силы

Равновесие Силы рассматривается джедаями не как равновесие между светлой и тёмной сторонами, а как аналог буддийского «луна в воде» - если вода спокойна и в равновесии, то луна отражается без искажений. Ситхи же, подверженные своим страстям, нарушают это равновесие, так как страсти создают на «воде» рябь и волны, искажая отражение «луны в воде». Но это представление идеальное. Равновесие Силы зависит и от взаимодействия ее сторон, поэтому император и ощутил «сильные колебания Силы» после того, как к овладению Силой приступил Люк Скайуокер.

Уровни владения Силой джедаев

Юнлинг В Республике дети, имеющие способности к Силе (большое количество мидихлориан), отбирались у родителей по их согласию Орденом и воспитывались джедаями в небольших группах в качестве юнлингов. Падаван Мастер-джедай мог взять себе в обучение одного юнлинга в качестве падавана - подмастерья, всюду следующего за своим учителем и постигающим тонкости своей науки на живом примере. Когда учитель сочтёт нужным, падаван становится рыцарем. Рыцарь Падаван становится рыцарем, когда станет более умелым в силе и во владении световым мечом. Но он ещё учится у своего мастера до испытания совета. Мастер После испытания Совета рыцарь становится Мастером. Он полноправный член ордена Джедаев. Магистр Наиболее уважаемые и дисциплинированные Мастера избираются в Совет и становятся магистрами. Энакин был первым рыцарем (даже не Мастером), назначенным в Совет Канцлером, но не избранным в него и потому не получившим звание Магистра.

Также джедаи распределяются по направлениям

  1. Джедай хранитель
    Джедай уделяющий больше времени тренировкам на световых мечах.
  2. Джедай страж
    Джедай уделяющий больше времени тренировке своих навыков.
  3. Джедай консул (советник)
    Джедай владеющий Силой больше чем любыми другими способностями.
  4. Джедай адепт
    Джедай великолепно владеющий световым мечом, и Силой.

Враги джедаев - ситхи

Формы фехтования на световых мечах

С момента основания Ордена джедаев было разработано семь форм боя на световых мечах. Каждая из них представляет собственный подход или философию, и каждая имеет свои уникальные достоинства.

Первая форма (Шии-Чо) – самая простая и самая древняя форма владения мечом. В рамках этой формы определены все базовые методы атаки и защиты, зоны поражения и базовые упражнения.

Вторая форма (Макаши) объединяет плавность движений и предугадывание того, куда будет нанесён удар, что позволяет атаковать и защищаться с минимальными усилиями. Её практикует граф Дуку.

Третья форма (Соресу) делает упор на хорошие рефлексы и быстрое перемещение в пространстве как меча, так и тела. Самая эффективная форма для отражения и защиты от бластерного огня. В своей основе она является защитной техникой, которая выражает джедайскую философию "не-агрессии". Её практикует Оби-Ван Кеноби.

Четвёртая форма (Атаро) – одна из новейших техник владения световым мечом. Она делает ставку на потенциал акробатики и мощь, заложенную в самом лезвии. Её практикует Йода.

Пятая форма (Шиэн или Джем Со) – более мощная и агрессивная, чем первые четыре. Джедаи считают, что она делает излишний акцент на нанесении вреда другим. Её практикует Энакин Скайуокер.

Шестая форма (Ниман) – одна из самых продвинутых техник владения мечом, основывающаяся на использовании форм 1, 2, 3, 4 и 5.

Седьмой – Особой формой владения световым мечом является Ваапад , который создал Мейс Винду. Боец этого стиля для того, чтобы победить противника, открывает себя перед Силой настолько полно, что вбирает мощь и от светлой, и от тёмной стороны. Ваапад использует предвкушение битвы, боевую ярость, что проходит очень близко к тёмной стороне. Данная техника требует огромной концентрации в рамках светлой стороны Силы, что удерживает её последователя на тонкой грани.

СИТХИ

Си тхи /Ситы (англ. Sith) Адепты тёмной стороны Силы, играющие в вымышленной вселенной «Звёздных войн» роль противников установленного режима; большинство ситхов - прямая противоположность джедаев . Название произошло от гуманоидной расы с планеты Коррибан, когда-то порабощённой Тёмными Джедаями. Как и у джедаев, главный атрибут ситхов - световой меч.

Кодекс ситхов

  • Спокойствие - ложь, есть только страсть.
  • Страсть дает мне силу.
  • Сила дает мне власть.
  • Власть даёт мне победу.
  • Победа разрывает мои оковы.
  • И Великая Сила освобождает меня.

Еще один вариант Кодекса

  • Мир - это ложь, есть только Страсть;
  • Со Страстью я приобретаю Силу;
  • С Силой я приобретаю Власть;
  • С Властью я приобретаю Победу;
  • С Победой я разорву свои цепи;
  • И Великая Сила освободит меня.

Первейшим и самым важным источником силы для ситха являются собственные эмоции. Каждый адепт темной стороны должен в совершенстве уметь обращаться с этим внутренним огнем, взращивая и пестуя силу, идущую из эмоций темной стороны - в первую очередь гнева, ярости, ненависти. Другие эмоции, такие как страх, зависть, обреченность, должны лишь служить топливом для разжигания этого темного пламени внутри - пламени, которое есть источник самой жизни для темного адепта. Безграничная ненависть к собственным и чужим слабостям есть колоссальный и неисчерпаемый ресурс силы и мощи. Черпая силу из этих ресурсов, каждый ситх достигает самодостаточности; словно священным огнем, очищает себя от лишних чувств и привязанностей, выплавляя и выковывая собственную силу и мощь, через абсолютную беспощадность к себе и другим, через ярость и ненависть разрывая оковы и обретая истинную свободу.

История

Согласно книгам из расширенной вселенной «Звёздных войн», Орден Ситхов был основан джедаями-отступниками, считавшими, что «настоящей» силы можно достигнуть только через эмоции, а не вдумчивую медитацию, как их учили. Трения в ордене разрастались, пока за семь тысяч лет до явинской битвы не перешли в открытый конфликт. Этот конфликт, названный Столетней Тьмой или вторым Великим Расколом, привёл к тому, что тёмные джедаи были изгнаны из Старой Республики. Эти отверженные обосновались на далёкой планете Коррибан, пустынном мире, населённом ситхами, расой краснокожих гуманоидов, имевших тесную связь с Силой. Прилетевших к ним тёмных джедаев-изгнанников они стали почитать как богов, поскольку те намного превосходили во владении Силой самих ситхов. В течение тысячелетий темные джедаи жили среди ситхов и постепенно смешались с ними. К тому времени, как сама раса вымерла, поработившие их тёмные джедаи стали называть себя Орден Ситхов, хотя по расе ситхами они и не являлись.

Дополнения

4 мая стало днём Звёздных Войн не потому, что в этот день кто-то родился. Ни режиссёр, ни актёры, ни даже какой-либо из персонажей. Всё дело в игре слов. Вернёмся к самому началу этого поста: «Да пребудет с вами Сила» . В фильме фраза произносится как «May the force be with you» . Это почти не отличимо от «May the fourth be with you» . Как известно, fourth переводится как «четвёртый». А слово may означает как «май», так и «пусть», что выливается в литературное «да пребудет».

Некоторые поклонники саги предпочитают праздновать День Звёздных Войн 25 мая, потому что в этот день в 1977 году состоялась премьера Эпизода 4. Однако это, на наш взгляд, слишком простой и тривиальный подход. Мы за 4 мая, и да пребудет с вами Cила!

Кстати, о световых мечах. Вот 13 фактов, о которых не знают даже многие поклонники «Звёздных войн»:

    Световые мечи были созданы адептами Тёмной Стороны. Первый протомеч назывался forcesaber (меч силы). Он представлял собой направленный поток тёмной энергии (не путать с тёмной материей), сформированной в клинок с помощью кристаллов и алхимии. Поэтому если джедай брал в руки такой меч, то был большой риск его немедленного перехода на Тёмную Сторону. Поэтому джедаи создали свою версию светового меча, чтобы противостоять оружию зла.

    Световые мечи используют компактные источники энергии. Первые мечи не имели встроенного источника энергии. Владельцы вынуждены были носить запас батарей в рюкзаках или поясах, соединённых кабелем с мечом. Первыми, кто создал компактный встроенный источник энергии для световых мечей, были Ситхи.

    Сначала их называли «лазерные мечи» (lazersword). В первых черновиках сценария Джордж Лукас использовал именно этот термин.

    Мечи Люка Скайуокера и Дарта Вейдера были изготовлены из вспышек для камеры. А рукоять меча Оби-Вана была сделана из детали от реактивного двигателя Rolls-Royce Derwent Mk.8/Mk.9

    Световой меч может быть любого цвета. Цвет клинка определяется кристаллом, фокусирующим энергию. Оружию Ситхов был свойствен красный цвет, джедаев - синий и зелёный, поскольку они использовали кристаллы с планеты Илум (Ilum), на которой в природе встречаются лишь эти два цвета.

    Световой меч может быть даже чёрным. Есть только один экземпляр, Darksaber (Тёмный меч). Это древнее оружие джедаев, которое было похищено Мандалорами. Клинок Тёмного меча повторяет форму стального оружия - он утончается к краям. При этом клинок слегка изогнут, как шашка, а его верхняя режущая кромка имеет серрейтор (каким-то образом…).

    Зелёный меч Люка в «Возвращении джедая» должен был быть синим. Однако Лукас во время съёмок решил сделать его зелёного цвета, потому что во время боя в Сарлакке (Sarlacc) синий клинок было плохо видно на фоне неба.

    В Империи световые мечи были нелегальным оружием. Помимо стремления уничтожить джедаев, император Палпатин поставил владение световыми мечами вне закона. Было запрещено даже торговать кристаллами для их изготовления. Дарту Вейдеру было даровано особое разрешение на владение световым мечом.

    Анимация клинков световых мечей появилась из-за несовершенства спецэффектов 70-х. Сначала мечи пытались сделать из длинных трёхгранных светоотражающих прутьев. Прутья вращались мотором вокруг оси, а их мерцание должно было слиться в длительное свечение. На практике это выглядело отвратительно, поэтому пришлось добавить анимацию. Тогда же Лукас решил, что клинки должны быть разных цветов, хотя изначально предполагалось сделать их белыми.

    Световые мечи не единственное оружие, использующее подобный принцип. Из световых мечей можно изготавливать пики, насадив их на длинные древки. Такое оружие использовалось стражами-джедаями, а потом идею позаимствовали стражи императора. Один из убийц на службе у императора, Люмия (Lumiya), использовал световую плеть, у которой смертоносный луч имел несколько степеней свободы. Также существовали мечи тонфа, имевшие особенную рукоять. Двусторонние мечи можно было разъединять на два отдельных меча, соединённых шнуром, получая световые нунчаки. Были даже световые дубины, представлявшие собой просто огромные мечи.

    Существует семь боевых стилей с использованием световых мечей.

    1. Shii-Cho, или «Путь Сарлакка»;

      Makashi, или «Путь Ясаламири (Ysalamiri)»:

      Soresu, или «Путь Майнока (Mynock)»;

      Ataru, или «Путь Хок-Бата (Hawk-Bat)»;

      Shien/Djem So, или «Путь Дракона Крейта (Krayt Dragon)»;

      Niman, или «Путь Ранкора (Rancor)»;

      Juyo/Vaapad, или «Путь Ворнскра (Vornskr)».

    Световой меч не может разрезать всё на свете. Есть несколько материалов, не поддающихся клинку светового меча. Они часто используются для создания защитной брони. Самый популярный материал - кортосис. К сожалению, натуральный кортосис смертельно опасен для человека и нуждается в предварительной очистке. Также шкура некоторых существ, вроде лавового дракона, не подвержена разрушению световым мечом. Ну как тут не вспомнить Гоблина с его «бронежилеткой из шкуры с …опы дракона».

    Отсекание чьей-либо руки световым мечом является боевой техникой. Она называется Cho Mai, и суть её заключается в отрубании значительной части конечности противника, обычно руки, держащей меч. Техника Mou Kei разработана для отрубания нескольких конечностей противника за одну атаку.

Star wars. Размышления

Творческий подход к любой информации позволяет получить сокровище, скрытое за обычными буквами и словами. А эта информация особенная.

Слово «джедай» он придумал, вспомнив название жанра японского кинематографа - «дзидайгэки » (яп. 時代劇 ) , который произвёл на него большое впечатление. Популярность «Звёздных войн» и джедаев привела к возникновению самопровозглашённого религиозного течения под названием «джедаизм » .

Кодекс Джедая

Кодекс Джедая приводится во многих книгах о «Звёздных войнах» и состоит из пяти истин :

Нет волнения - есть покой.
Нет невежества - есть знание.
Нет страсти - есть безмятежность.
Нет хаоса - есть гармония.
Нет смерти - есть Сила.

Истина о хаосе и гармонии приводится не во всех публикациях Кодекса .

Символ веры Джедая

В книгах о «Звёздных войнах» также приводится Символ веры Джедая. Иногда его тоже называют кодексом, что неверно и вносит некоторую путаницу. Символ веры Джедая (англ. Jedi Creed ), в отличие от Кодекса (англ. Jedi Code ), был написан уже в эпоху Новой Республики, после того, как Люк Скайуокер восстановил Орден Джедаев. Символ веры состоит из пяти основных постулатов :

Джедаи - защитники мира в Галактике.
Джедаи используют свои способности чтобы охранять и защищать - никогда для нападения на других.
Джедаи уважают каждую жизнь, в любой форме.
Джедаи служат другим, а не властвуют над ними, во благо Галактики.
Джедаи стремятся к самосовершенствованию через познание и тренировку.

Оригинальный текст (англ.)

Jedi are the guardians of peace in the Galaxy.
Jedi use their powers to defend and protect, never to attack others.
Jedi respect all life, in any form.
Jedi serve others rather than rule over them, for the good of the Galaxy.
Jedi seek to improve themselves through knowledge and training.

основной галактический, хаттский, аквалишский, бокке, ласатнийский, иторианский, убезийский, эвокский и др.

Отрывок, характеризующий Джедаи

Князь Василий не обдумывал своих планов. Он еще менее думал сделать людям зло для того, чтобы приобрести выгоду. Он был только светский человек, успевший в свете и сделавший привычку из этого успеха. У него постоянно, смотря по обстоятельствам, по сближениям с людьми, составлялись различные планы и соображения, в которых он сам не отдавал себе хорошенько отчета, но которые составляли весь интерес его жизни. Не один и не два таких плана и соображения бывало у него в ходу, а десятки, из которых одни только начинали представляться ему, другие достигались, третьи уничтожались. Он не говорил себе, например: «Этот человек теперь в силе, я должен приобрести его доверие и дружбу и через него устроить себе выдачу единовременного пособия», или он не говорил себе: «Вот Пьер богат, я должен заманить его жениться на дочери и занять нужные мне 40 тысяч»; но человек в силе встречался ему, и в ту же минуту инстинкт подсказывал ему, что этот человек может быть полезен, и князь Василий сближался с ним и при первой возможности, без приготовления, по инстинкту, льстил, делался фамильярен, говорил о том, о чем нужно было.
Пьер был у него под рукою в Москве, и князь Василий устроил для него назначение в камер юнкеры, что тогда равнялось чину статского советника, и настоял на том, чтобы молодой человек с ним вместе ехал в Петербург и остановился в его доме. Как будто рассеянно и вместе с тем с несомненной уверенностью, что так должно быть, князь Василий делал всё, что было нужно для того, чтобы женить Пьера на своей дочери. Ежели бы князь Василий обдумывал вперед свои планы, он не мог бы иметь такой естественности в обращении и такой простоты и фамильярности в сношении со всеми людьми, выше и ниже себя поставленными. Что то влекло его постоянно к людям сильнее или богаче его, и он одарен был редким искусством ловить именно ту минуту, когда надо и можно было пользоваться людьми.
Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безухим, после недавнего одиночества и беззаботности, почувствовал себя до такой степени окруженным, занятым, что ему только в постели удавалось остаться одному с самим собою. Ему нужно было подписывать бумаги, ведаться с присутственными местами, о значении которых он не имел ясного понятия, спрашивать о чем то главного управляющего, ехать в подмосковное имение и принимать множество лиц, которые прежде не хотели и знать о его существовании, а теперь были бы обижены и огорчены, ежели бы он не захотел их видеть. Все эти разнообразные лица – деловые, родственники, знакомые – все были одинаково хорошо, ласково расположены к молодому наследнику; все они, очевидно и несомненно, были убеждены в высоких достоинствах Пьера. Беспрестанно он слышал слова: «С вашей необыкновенной добротой» или «при вашем прекрасном сердце», или «вы сами так чисты, граф…» или «ежели бы он был так умен, как вы» и т. п., так что он искренно начинал верить своей необыкновенной доброте и своему необыкновенному уму, тем более, что и всегда, в глубине души, ему казалось, что он действительно очень добр и очень умен. Даже люди, прежде бывшие злыми и очевидно враждебными, делались с ним нежными и любящими. Столь сердитая старшая из княжен, с длинной талией, с приглаженными, как у куклы, волосами, после похорон пришла в комнату Пьера. Опуская глаза и беспрестанно вспыхивая, она сказала ему, что очень жалеет о бывших между ними недоразумениях и что теперь не чувствует себя вправе ничего просить, разве только позволения, после постигшего ее удара, остаться на несколько недель в доме, который она так любила и где столько принесла жертв. Она не могла удержаться и заплакала при этих словах. Растроганный тем, что эта статуеобразная княжна могла так измениться, Пьер взял ее за руку и просил извинения, сам не зная, за что. С этого дня княжна начала вязать полосатый шарф для Пьера и совершенно изменилась к нему.

Джедаи – хранители мира в Галактике.
Джедаи используют свою силу для защиты, но не для нападения.
Джедаи уважают любую жизнь, любую ее форму.
Джедаи во благо Галактике служат другим, а не управляют ими.
Джедаи ищут самосовершенствования путём знания и тренировок.
– Кодекс Джедай

В своей основе Кодекс Джедай приводит простейшие инструкции по тому, как жить, оставаясь в контакте с Силой. Джедай никогда не использует Силу для того, чтобы стать богаче или могущественнее, он использует ее для поиска знания и просветления. Гнев, страх, агрессия и прочие негативные эмоции ведут к темной стороне, поэтому Джедаев обучают действовать только тогда, когда они находятся в гармонии с Силой.
Джедаи призваны находить мирные решения всегда, когда это возможно. Они должны действовать, используя свою мудрость, умение дать правильный совет и дар убеждать, не полагаясь на могущество Силы и жестокость. Когда иные методы исчерпаны или надо спасать жизнь, Джедаю, возможно, придется вступить в бой, дабы разрешить особенно опасную ситуацию. Но даже если битва оказывается лучшим ответом на проблемы, она всегда должна быть не первым вариантом, который рассмотрел Джедай.
Будучи связанными с Силой, Джедаи могут чувствовать ее течение и использовать ее энергию. Из-за этого Джедаи иногда чувствуют ее возмущения, которые могут быть результатом присутствия мощных адептов Силы или огромного всплеска эмоций, вызывающего волнения Силы

Путь в Кодексе

На простейшем уровне Кодекс Джедай является набором правил, объясняющим, каких добродетелей следует достигать и каких недостатков следует избегать. Инструкторы Джедай всегда просят своих учеников держать слова Кодекса в голове, и причина этому проста: Кодекс даёт инструкции по тому, как стать Мастером Джедай.
Итак, первое правило: «Нет эмоций – есть спокойствие». Это выражение просто проводит черту между смущением разума, вызываемым эмоциональными причинами, и чистым мышлением, порождаемым спокойной медитацией, – несомненно, достойное качество. Но если данное спокойствие исходит лишь из того, что Джедай игнорирует некие факторы, которые должны были вызвать эмоциональную реакцию, то это уже не спокойствие, а неведение. Поэтому второе правило Кодекса звучит так: «Нет неведения – есть знание».
Это правило учит Джедая понимать, проникать в смысл всех ситуаций, дабы избегнуть ошибок в суждении (особенно до того, как начать действовать самому). Но прекрасное знание некоего предмета может легко привести к погружению в него. Маниакальная одержимость той или иной вещью может затмить разум. Поэтому существует третье правило Кодекса: «Нет страсти – есть ясность».
Объективное знание предмета – это знание предмета таким, каким знает его Сила. Тем не менее, студенты часто спорят о том, что единственной объективной вещью является небытие, смерть, ведь даже во время простого наблюдения мы оказываем влияние на предмет изучения. Поэтому четвертое правило Кодекса гласит: «Нет смерти – есть Сила». Сила воспринимает все вещи объективно, она обладает ясностью восприятия и не подвержена воздействию эмоций.
Таким образом, Кодекс Джедай учит тому, что перед тем, как предпринять какое-либо действие, Джедай должен принять во внимание волю Силы.

Интерпретация Кодекса

Медитация
«Каждому Джедаю каждый день следует медитировать, прислушиваясь к воле Силы. Причина сему проста: если Джедай невольно совершил поступок, который противоречит воле Силы, он сможет исправить сделанное, своевременно уяснив ошибку».
«Джедай, что не ищет советов Силы, сторону темную слушает».

Тренировка
«Тренировка Джедая в Силе не заканчивается никогда».

Лояльность
Джедаи существуют во вселенной, потому что существует Сила. Но для существования Ордена Джедай требуется большее: лояльность. Подразумевается, что Джедаи должны быть лояльны по отношению друг к другу, не ссориться и не воевать. Более важным фактом, однако, является то, что каждый Джедай должен действовать в согласии с пожеланиями своего Мастера, который, в свою очередь, должен действовать в согласии с советом Джедай. Дело здесь не в старшинстве, но в понимании воли Силы, а в этом отношении члены совета Джедай являются непререкаемыми экспертами.

Честность
Ответственность Джедая перед Силой заключается в честности перед самим собой. До тех пор, пока Джедай не действует из собственных эгоистичных интересов и помнит о Кодексе, он следует воле Силы.

Исполняя волю Силы, Джедай может прибегнуть к хитрости или обману, сбить с верного пути и даже смошенничать в случае, если это приведет к верной цели. Многим разумным существам не слишком нравится подобная практика, но в Силе нет местам подобным эмоциям.
Не путайте всё это с понятием «гибкой морали»: Джедай делает то, что должно быть сделано. Но также помните, что Джедай не стоит выше закона.

Моральные принципы
Самыми опасными – и обсуждаемыми – словами из всех, когда-либо произнесенных Мастерами Джедай, является фраза: «Джедай не является существом морали». Данное изречение зачастую неверно перефразируется (нередко Джедаями) в то, что Джедай всё всегда делает правильно. На самом деле же это означает, что Джедаи не должны насаждать моральные принципы. Джедаи могут сами создавать или восстанавливать поврежденные порядок и справедливость, но при этом они не имеют права судить кого бы то ни было.
Джедаи не могут быть судьями, но могут быть посредниками, могут примирять стороны. Это роль, для которой они предназначены, роль, существующая в согласии с Силой, так как примирение ведет к балансу.

Благоразумие
«Галактика будет жить спокойно, если на некоторые вещи смотреть сквозь пальцы и делать вид, что не слышишь их».

Джедаи стоят на стороне порядка и справедливости, а подобные вещи начинаются не с разбирательств плохих поступков отдельных людей. Целью Ордена Джедай должны быть создание и поддержание атмосферы, где справедливость будет цвести сама, а не будет создаваться Джедаями лично.
И еще:
«Если бояться они нас будут, помогать нам не станут они. Если ненавидеть они нас будут, охотиться на нас станут они».

Смелость

Молодые Джедаи часто ошибочно определяют смелость, как противоположность страху. Раз страх ведет к темной стороне, то смелость является защитой от темной стороны, считают они. Это не так. Если Джедай не забывает про волю Силы, он будет знать, когда лучше стоять до последнего, когда бежать, а когда сдаться. Помните, что смелость сама по себе – эмоция, а Джедай должен пребывать в спокойствии даже в разгар войны.

Бой
«Если Джедай зажигает свой световой меч, он должен быть готов отнять чью-то жизнь. Если он не готов к этому, он должен оставить своё оружие висящим у него на боку».

Не используйте световой меч для того, чтобы испугать противника, используйте его для того, чтобы закончить бой как можно быстрее и милосерднее. Если это будет означать убийство противника, да будет так. Но если Джедай может закончить бой, не убивая противника, так будет лучше. Лучшим Джедаям достаточно одних лишь слов для того, чтобы избежать кровопролития.

Зависимость
«Не рассчитывайте только на Силу в урон иным своим чувствам и способностям».

Использование Силы просто потому, что это удобно, даже тогда, когда есть более естественные методы, проходит слишком близко от темной стороны. Подобное поведение лишь на шаг отстоит от получения личного состояния или власти с помощью Силы, что определенно является признаком темного использования ее энергии.

Следование Кодексу Джедай
«Каждый раз перед первым занятием Мастер Джедай говорил своим ученикам следующее: «Попробуйте пересечь незнакомую реку, не зная ее глубин и отмелей, и вы утонете в ее потоках, не достигнув цели». То же самое можно сказать и о бытие Джедаем: замечайте пропасти и знайте правильный путь, иначе вы подведете Орден и пожертвуете собой не ради благой цели».

Самодисциплина
Одним из ключевых моментов поведения Джедая является самодисциплина, которой Мастера Джедай обучают своих учеников как можно раньше. Большинство занятий по ней мало отличается от обучения обычных детей, но прогресс учеников влечет за собой постепенное усложнение уроков. Студенты Джедаи узнают, что самодисциплина гораздо важнее для тех, кто может работать с Силой, чем для тех, кто не может даже почувствовать ее прикосновения.
Бороться с надменностью: Джедаи отличаются от обычных людей, но сам по себе доступ к Силе не делает их лучше других существ. Джедай является Джедаем лишь потому, что кто-то взял на себя труд обучить его. Рыцарь Джедай является Рыцарем лишь потому, что его Учитель понял, что больше ничему не сможет обучить своего ученика. Мастер Джедай является Мастером лишь благодаря тому, что он отказался от чувства собственной ценности и слился с волей Силы.

«То, что другие признаны, не является гарантией. Как и любого другого человека, Джедая признают или не признают, исходя из его личного поведения. Джедай, который считает, что он важнее других, лишь показывает, что его мнение стоит игнорировать».

«Мышление излишне самоуверенного человека несет в себе изъяны, так как такой человек не принимает в расчет все возможности. Он, возможно, понял суть задачи, качество поддержки, которую ему окажут, варианты успеха, и даже оставил место для незапланированных событий, но он не смог верно оценить свои собственные способности. Он запланировал лишь успех, потому что решил, что поражения быть не может. Джедай всегда должен быть готов к неудаче в любом деле».

Бороться с пораженчеством:
Джедай, который думает в первую очередь о неудаче, собирается проиграть. Джедай, который рассматривает каждую задачу через призму вероятной неудачи, склонен приложить к попытке достижения успеха абсолютно минимальные усилия просто для того, чтобы сказать, что он пытался. Мастер Йода однажды сказал Люку Скайуокеру: «Не пытайся. Делай или не делай. Попыток нет».

Бороться с неуступчивостью: Джедай должен быть готов принять поражение, если цена победы выше цены поражения. Победа становится хуже поражения. Лучше честно проиграть, чем грязно выиграть. Закончить дуэль мирно всегда лучше, чем выиграть или проиграть».

Бороться с безрассудством: «Научись понимать, когда именно скорость неважна. Разгоняйся, когда скорость имеет значение, во всё остальное время двигайся со своим темпом. Нет нужды всегда наносить удар первым, первым предоставлять решение или достигать цели до того, как это сделает кто-то еще. На самом деле, иногда жизненно важно нанести последний удар, дать завершающий ответ или прибыть после всех остальных».

Бороться с любопытством: «Используйте Силу для того, чтобы исполнять волю Силы, а не для того, чтобы удовлетворять собственное любопытство».

Бороться с агрессивностью:«Джедай использует Силу для познания и защиты, не для нападения».
Джедай, слишком часто прибегающий к своим смертельным возможностям, движется к темной стороне.

Бороться с внешними привязанностями:
«Джедай является Джедаем в первую очередь. Разделение внимания Джедая между волей Силы и волей остальных ведет к катастрофе». Джедаю следует исключать внешние привязанности из своей жизни.
у Джедай очень мало личных вещей. Дело не только в том, что наличие собственности может отвлекать от изучения Силы: когда Джедай становится Рыцарем Джедай, его миссии могут увести его очень далеко, а собственность может стать обузой. Вследствие этого мало кто из Джедаев владеет чем-то большим, чем то, что можно унести с собой.
«Я ношу свою робу, чтобы мне было тепло; я ношу свой световой меч, чтобы быть в безопасности; и у меня есть достаточно кредитов для следующей еды, чтобы я не остался голоден. Если Сила пожелает, чтобы у меня было больше чего-то, она найдет способ сообщить мне об этом».

Ответственность
Когда Джедай освоил самодисциплину, он может начать нести ответственность за свои поступки. Нельзя обучать ни одного Джедая, отказывающегося от ответственности, и нельзя отказать в обучении ни одному Джедаю, принявшему ответственность.
Практиковать честность: честность – первая ответственность Джедая. Джедай может позволить другим поверить в их же собственные заблуждения, может привести других к неверным выводам, играя на их же собственных неверных предположениях, и может исказить правду, если ситуация того требует. Джедай должен всегда быть честным с собой, своим Учителем и Советом.
«Да прибудет правда меж твоим сердцем и Силой. Всё остальное преходяще». Ответственность для Джедая, который честен со своими мотивами и убеждениями, становится абсолютно естественной.

Почитать свои обещания: обещая, Джедай должен всегда быть готов сдержать свои обещания или, если это не получится, сделать всё, что в его силах, для того, чтобы улучшить ситуацию. Таким образом, Джедаю ни в коем случае не следует давать обещания, если он не уверен в том, что сможет его выполнить.
«Всегда давай больше, чем обещаешь. Чтобы всегда быть уверенным в том, что ты сможешь так сделать, давай много, даже когда не обещаешь ничего».

Почитать своего Падавана: каждый Учитель несет большую ответственность перед своим учеником Падаваном, обязуясь довести его до конца обучения. Мастер Джедай должен помнить всегда, что Падаван – личность, заслуживающая уважения. Мастеру не следует делать выговор Падавану на публике и не следует наказывать ученика за то, что он с чем-то не согласен. С другой стороны Мастеру следует хвалить своего ученика, если он верно поступает, особенно в присутствии посторонних. Подобная практика усиливает уверенность Падавана и укрепляет связь между Учителем и учеником.

Почитать своего Учителя: с другой стороны Падавану также следует всегда выказывать уважение своему Учителю, особенно на публике. Падавану не следует спорить с Учителем по поводу его точки зрения. Во время дискуссий с посторонними Падавану следует обращаться напрямую только к своему Учителю, пока к нему лично не обратятся. Во всём остальном Падавану следует лишь прислушиваться к мнению Учителя и не бояться высказывать своего. Это снимает с Учителя тяжелую ношу извинений перед посторонними людьми за поведение его ученика.

Почитать Совет Джедай: хотя Совет Джедай и являет собой высший авторитет Ордена Джедай, он не может уследить за всем. Поэтому, когда Совет посылает Джедая на задание, Джедай говорит за Совет. Это большая ответственность, и Джедаю не следует злоупотреблять этим доверием. Совет отвечает за слова и действия Джедая, и огромным неуважением будет поставить Совет в неудобное положение.
«Теперь я должен буду сдерживать обещания, которые лишь давал, когда Рыцарем Джедаем был. Не повышение это». Йода имел в виду, что, когда Джедай принимает решение, именно Совет Джедай должен одобрить и поддержать его, поэтому Джедаю не следует делать работу Совета более тяжелой, чем это необходимо.

Почитать Орден Джедай: каждое действия Джедая отражается на Ордене. Хорошие дела укрепляют репутацию Ордена, тогда как плохие наносят непоправимый вред.
«Когда один Джедай плохо поступает, наблюдатель подумает: «Если этот Джедай представляет Орден, то, значит, ни один Джедай не заслуживает уважения». «Значит, половина Джедаев хорошая, а половина плохая?» Встретив третьего, который поведет себя столь же хорошо, сколь и второй, человек задастся вопросом: «Неужели первый был исключением?» Только благодаря хорошему поведению многих Джедаев люди смогут быть уверены в том, что плохое поведение того или иного Джедая необычно. Таким образом, требуется много Джедаев для того, чтобы исправить ошибки одного».

Почитать закон: для Джедая защита мира и справедливости должны быть частью одного принципа. Ни один Джедай не стоит над законом. Джедай может нарушить закон, если это необходимо, но он должен быть готов принять последствия своего преступления.

Почитать жизнь: Джедаю ни при каких условиях не следует совершать убийство. Тем не менее, при столкновении с ситуацией из разряда «жизнь-или-смерть» Джедай может убить для того, чтобы выполнить свою миссию. Подобное всегда неприятно, так как сознательное завершение жизни укрепляет темную сторону. Но если есть справедливая причина для подобного поступка (Джедай защищает других, исполняет волю Силы или просто действует исходя из самозащиты), то светлая сторона укрепляется настолько же. Джедаю следует проводить часть своей ежедневной медитации в размышлениях над жизнями, которые он отнял, до тех пор, пока он не убедится в том, что это было необходимо. Как всегда, если Джедай не уверен в воле Силы, ему следует спросить совета у своего Учителя или же у Совета Джедай. Джедаю следует в определенной мере волноваться, помнить о каждой отнятой им жизни разумного существа. Если Джедай обнаруживает, что его более не волнует то, что он убил кого-то, он встал на путь к темной стороне.

Служение обществу
Хотя Джедаи живут для изучения путей Силы, позволяют им жить потому, что они служат общественным интересам.
Оказывать помощь: Джедай должен помогать нуждающимся и должен уметь быстро оценивать необходимость своей помощи. Спасение одной жизни важно, спасение многих – еще важнее. Данный постулат не требует от Джедая принесения в жертву его других целей при каждой необходимости, но Джедай должен сделать всё возможное для того, чтобы помощь нуждающимся была оказана.

Защищать слабых: также Джедай должен пытаться защищать слабых от тех, кто старается подавить их, будь то один человек или целые расы, взятые в рабство. Но Джедай должен всегда помнить, что всё может быть на самом деле не таким, каким кажется. Джедай должен уважать традиции других культур, даже если их постулаты вступают в противоречие с этическим и моральным кодексом Джедая. В любом случае, Джедай должен тщательно продумать последствия всех своих действий.

Темная сторона Силы
Зло не всегда можно легко распознать. Невинный поступок может привести к ужасным страданиям, а акт мести может спасти жизни миллионов. Чистый сердцем может сорваться в гневе, а зло может прятаться под маской добродетели. Является поступок злым или нет, часто зависит от мотивации, а мотивацию иногда вычислить очень сложно. Чтобы понять становится ли человек ближе к темной стороне, нужно изучить мотивы его поступков: действовал ли он под воздействием гнева? Ненависти? Жестокости? Мести? Гордости? Поступил ли он так просто потому, что ему захотелось пролить кровь своего врага? Может быть, были вовлечены жадность или зависть? Ревность?
Вы должны помнить, что сами по себе чувства злости, страха, жажды крови и прочие подобные негативные эмоции не являются темной стороной. Путешествие к темной стороне начинается тогда, когда человек позволяет этим эмоциям, а не воле Силы, определять его действия. Джедай может ненавидеть Сита, но если он убьет Сита во время самозащиты, то он не обязательно станет ближе к темной стороне.
Для того чтобы понять, действует ли человек под влиянием темной стороны, нужно знать, что именно может к ней привести.

Страх
«Страх – это путь к темной стороне…»

Все разумные существа испытывают при определенных условиях страх, который является защитным механизмом, необходимым для избегания опасности. Люди испытывают страх, когда считают, что могут потерять нечто достаточно ценное. Страх собственной смерти является одним из основных вариантов, но бояться можно и за жизни друзей, и за жизни любимых, и за некое имущество, и даже за некие возможности, которые можно упустить.
Когда человек совершает поступок под воздействием страха, он отказывается от разумности и логики для того, чтобы уничтожить или избежать угрозы. Неконтролируемый страх выражается в отчаянии и яростных до безумства попытках избежать опасности любой ценой. Человек, использующий самое смертельное оружие из имеющихся (вне зависимости от его умения обращаться с ним), атакующий без раздумий, без предварительного определения истинного уровня угрозы или покидающий своих союзников в опасности для того, чтобы спасти свою жизнь, почти наверняка действует по воле страха. Его путешествие к темной стороне началось.

Гнев
«Страх ведет к гневу…»
– Мастер Йода
Для разумного существа фактически невозможно избежать гнева, как и страха. Эта эмоция часто появляется из-за крушения неких надежд или стресса, который непонятно как можно снять. Подобные проблемы приводят к агрессивному поведению, направленному на борьбу с их причинами. Вызвать подобную реакцию может многое, но самым частым катализатором является страх. Страх последствий возможной неудачи способен создать внутри разумного существа мощнейшие волны гнева.
Когда человек совершает поступок под воздействием гнева, он забывает про милосердие: цель гнева должна прочувствовать всё от начала и до конца. Человек в гневе нередко безрассудно подвергает себя и других излишнему риску для того, чтобы наказать или уничтожить свою цель. Победа не достаточно хороша, если противник еще шевелится. Человек не желает отложить проблему на то время, когда он сможет действовать более рационально, он жаждет действовать прямо сейчас, пока его кровь кипит, а противник находится в пределах досягаемости. Подобные действия дают полную свободу гневу и, таким образом, ведут к темной стороне.

Ненависть
«Гнев ведет к ненависти…»

Стресс также может перейти в более коварный вариант гнева: в ненависть. Ненависть – это постепенно закипающее негодование, которое может поначалу выражаться крайне мало, но постепенно перерастает в ярко выраженное насилие. Ненависть развивается внутри человека до тех пор, пока он не начинает считать, что кто-то или что-то имеет значительно меньше прав на существование, чем он сам. Разум человека постепенно превращает цель ненависти в некую смутную угрозу, в которой соединяется всё, что он презирает, и всё, что отравляет его существование. Человеку начинает казаться, что жертва его ненависти сознательно портит ему жизнь. Но это не личная вендетта: этот «враг» абсолютно явно отравляет вокруг всё, до чего дотрагивается. Человек считает себя в праве и даже считает себя должным уничтожить это «зло» и, кроме того, исправить всё, что сие «зло» успело натворить.
Ненависть зачастую можно определить по сопровождающему ее чувству собственной правоты: человек считает, что он морально обязан уничтожить объект своей ненависти. Такие вещи, как перспектива или смягчающие обстоятельства, для него ничего не значат. Снисхождение не возможно. Человек обязан принести справедливость, и он сделает это, оставаясь полностью уверенным в том, что все вокруг сразу же увидят правильность его решения. Но вне зависимости от того, прав он или нет, то, что он выбирает поступки на основе лишь своих собственных убеждений и ничего иного, делает его на один шаг ближе к темной стороне.

Страдание
«Ненависть ведет к страданию…»

Ненависть часто вырастает из чувства неполноценности: то, что я не могу контролировать, я ненавижу. Но когда в руках человека оказывается власть над жизнью и смертью объекта его ненависти, будь то одно существо или целая галактика, он может начать причинять страдания. Его инструментами становятся жесткие ментальное, словесное и физическое обращения. Через эти методы человек унижает и лишает личности своих жертв, превращая их для себя в предметы, которые можно использовать или уничтожать так, как он пожелает.

Гордыня
Некоторые люди выстраивают образы себя, своих эго на непрочных фундаментах. Их чувство собственной значимости основывается на убеждениях, которые могут быть правильными или неправильными. Когда другие бросают вызов этим убеждениям, люди начинают ощущать, что их чувство собственной значимости слабеет, и делают то, что считают необходимым, для того, чтобы защитить основы их хрупких образов самих себя. Раненая гордость может быть столь же опасной, сколь раненое животное.
Гордыня заключает в себе всю гамму из страха, гнева и ненависти. Человек, чья гордость находится под угрозой, боится суждений других людей, гневается на тех, кто атакует его образ самого себя, и начинает ненавидеть тех, кто заставляет его взглянуть в глаза неприятной правде. Он дает пищу своей гордыне, когда встает в защитную позу, и отдается ей целиком, когда становится агрессивным, ведь, если обычного отрицания не хватает, надо просто заткнуть (во всех смыслах) источник бед. Простое отрицание очевидных фактов само по себе не слишком опасно, но через агрессивную гордыню проходит путь к темной стороне.

Агрессия
«Джедай использует Силу для познания и защиты, не для нападения.»

Иногда человек совершает те или иные поступки просто потому, что жаждет увидеть кровь. Подобное поведение – явный признак темной стороны.
Такой человек может пытаться скомпенсировать известные личные слабости, так как верит, что, атакуя, он сможет скрыть свою плохую защиту. Чем быстрее и сильнее он бьет, тем меньше у противника шансов обнаружить его уязвимое место.
Агрессия выражается в постоянном желании боя. У человека не хватает терпения на более мирные решения, он сознательно создает ситуации, которые он сможет разрешить с помощью своего излюбленного способа: путем насилия. Возможно, он и не всегда наносит удар первым, но следы провокации всегда ведут к нему. Наиболее опасным он становится, когда встречает существо, также ведомое агрессией, ведь оба чувствуют необходимость испытать друг друга. А во время боя агрессивный человек может легко прийти к темной стороне.

Месть
«Наконец, мы отомстим.»

Месть, будучи комбинацией гнева и ненависти, подталкивает человека к приведению в реальность того, что он считает «справедливым», хотя, на самом деле, эта «справедливость» служит одному лишь ему. Человек действует из-за желания скомпенсировать или расплатиться за то зло, что ему причинили. Было это зло действительно причинено или нет, для человека значения не имеет, для него важно, чтобы чаши весов справедливости уравновесились. Но он может легко перестараться, породив в свою очередь чью-то ненависть, направленную теперь уже на него самого. Месть – очень опасная мотивация для поступков, так как она часто порождает саму себя, начиная бесконечный цикл.
Поступки, исходящие из мести, обычно достаточно очевидны: человек получает удар по своей гордости или по себе самому и жаждет вернуть «то же самое, но обратно». Что входит в «то же самое», зависит от личной трактовки человека, а вот цель мести обычно достаточно очевидна. Забыв про прощение, человек требует, чтобы потеря гордости была возмещена потерей гордости, потеря конечности – потерей конечности, потеря жизни – потерей жизни. Выбирая путь мести, человек становится ближе к темной стороне.

Жадность
«Жадность может быть мощным союзником,.. если ее использовать правильно.»
– Квай-Гон Джинн
Иногда человек не готов удовлетвориться тем немалым, что уже получил. Он хочет то, что еще можно взять, и начинает обижаться, вести себя резко, если не получает желаемого. Его жадность заставляет его прибирать к своим рукам всё, кажущееся хоть сколько-то ценным, даже если сам он не способен оценить истинную ценность данного предмета. Его можно убедить расстаться с его собственностью, но лишь в обмен на что-то еще более ценное. Подобный человек не обращает внимания на то, как его алчность воздействует на его же окружение. Для него другие разумные существа являются лишь передвижным стендами, товары с которых можно приобрести или выкинуть за ненадобностью в зависимости от его личного пожелания.
Жадность выражается в желании иметь то, что получить нелегко. Человек, действующий под влиянием жадности, может приложить минорные усилия для того, чтобы получить желаемый объект так или иначе, но будет прибегать к экстремальным мерам, если ему помешать. Его чаще всего не волнует то, что он, возможно, просто не сможет воспользоваться тем или иным желаемым предметом. Его целью является простое обладание: если для кого-то что-то представляет ценность, он обязан это получить. Его навязчивая идея может легко подавить его честность и привести, таким образом, к страданиям других людей, вершине темной стороны.

Зависть
Тогда как жадный человек желает материальных вещей, завистливый жаждет чего-то неосязаемого. Он возмущен тем, какие знаки внимания или почести оказываются другим, и вне зависимости от того, заслужил он подобное отношение или нет, чувствует, что имеет на него право. Возможно, он действительно его заслуживает, но его зависть заставляет его требовать больше признания, похвал и поддержки. Если он лишен подобного внимания, ненависть в нем вырастает до того момента, когда он решает, что должен просто-напросто уничтожить всех своих соперников.
Когда человек действует под влиянием зависти, он старается ослабить свою оппозицию. Он критикует всё, что делает его соперника «лучше»: это могут быть и таланты, и красота, и репутация. На самом деле, человек просто желает, чтобы какие-то его качества выигрывали в сравнении с теми же качествами его «оппонентов», а критиковать других проще, чем развиваться и улучшаться самому. Такой человек может украсть корабль или оружие, попытаться изуродовать своего соперника или опорочить его честное имя. Не важно, как он пытается навредить, важно, что он пытается, давая выход своей завистливой натуре и усиливая темную сторону.

Любовь
Сама по себе любовь не ведет к темной стороне, но она может стать причиной трещины, через которую темная сторона войдет в сердце человека. Любовь очень хрупка, ее можно разрушить малейшим прикосновением сомнения, злости или зависти. Когда человек любит, он ощущает себя целостной личностью. Если что-то затрагивает это состояние, человек начинает бояться потерять свою цельность, вместо которой придет щемящая пустота. Оставшись в одиночестве в этой пустоте, он может отдаться гневу, ненависти, страданию, гордыне или мести – любой эмоции, которая сможет заполнить пустоту и вытеснить собой боль.
Людям, действующим на основе любви, не грозит темная сторона. Но люди, исходящие в своих поступках из жажды любви, рискуют всем.

Нет эмоций – есть покой

Будь республика подобна осьминогу с несколькими сердцами – Храм джедаев был бы одним из них, бьющимся, живым и бесконечно старым, и джедаи – со светлыми горящими мечами и умами во всех, даже самых отдаленных уголках галактики – той самой голубой кровью по венам космических дорог, отходящей и возвращающейся, к Совету и сердцу. Не стоит экономить на риске сердечных болезней – Храм джедаев красив, величественен, огромен, и у юнлингов уходят месяца, чтобы запомнить его коридоры. Восторгает, как и должны проявления силы, бьющаяся в нём мощь, и каким бы сильным ты ни был, сколько бы ни было у тебя мидохлорианов в крови – ты ребенок, когда входишь туда впервые, и Храм потрясает. И Энакин ходит за ним, держась за его палец, чуть приоткрыв рот – втрое сильнее для бывшего раба, не видевшего ничего, кроме дроидов и пустынь. Он старше, чем должен быть юнинг, это заметно любому из Совета, в нем слишком много склонности к Темной стороне – это чувствует даже Оби-Ван, но он мальчишка, который, как и любой другой открывает от удивления рот, глядя ввысь колонн Храма. У него мягкие голубые глаза, за него просил учитель, и Оби-Ван никогда не спорил с решениями Совета, кроме как ради него. Энакин не понимает, слишком много не понимает, как и положено детям, и в Темную сторону не верится совсем, и пока Совет принимает окончательное решение, Оби-Ван гуляет с ним по паркам Храма, смотрит, как тот увлеченно изучает пойманных садовых дроидов, подсматривает за вечерней медитацией юнлингов – настороженно и недоверчиво, как свою возможную будущую стаю. Когда становится уже поздно, юнлингов уводят в Храм, а решение еще не принято, и небо над шпилями Храма становится ало-золотым – они гуляют у небольшого, ухоженного дроидами пруда, Оби-Ван сидит на скамейке и смотрит, как Энакин кидает мелкие камни, заставляя идти рябью его темную гладь. Он невиданно силен, и он уже разрушает покой, он не умеет пользоваться силой своей еще ни капельки, а Кеноби уже спорит с Советом. - Учить его можешь ты, - раздается над самым его ухом, и Оби-Ван вздрагивает. Потерял бдительность, почти заснул. - Благодарю вас, Мастер Йода. Магистр встает рядом с ним, пряча свои маленькие зеленые руки в рукавах плаща, как и он смотрит на мальчика. Камень прыгает по водной глади, по воде идут, разрастаясь, неровные круги, камень прыгает и тонет. - Положи сегодня с собой его, завтра найдется юному Скайуокеру комната. Кеноби кивает, соглашаясь, может, виной тому усталость от долгого перелета, может, смерть учителя сделала его слабым, может, одно единственное возмущение было пределом его возможностей, может, это сады Храма умиротворяют – но ему совсем не хочется возмущаться больше ничуть. И закат. - Думаете, он правда может перейти на Темную сторону? Магистр встает, опираясь на небольшую трость, он старше любого из них, движения его медлительны и заторможены, когда того не требует бой. - Любой обратиться на Темную сторону может. Не в нём сейчас беспокоит меня эта сторона, а в тебе.

Нет неведения - есть знание

Нет никакой договоренности, письменного предписания или, упаси Сила, договоренности с Магистрами, это не заметно даже, никто не говорит об этом, не выделяет его особо и не спрашивает меньше или больше других, но даже юнлинги, кажется, чувствуют – у Оби-Вана Кеноби особенный ученик. Нет, его не забирают с положенных всем занятий, не спрашивают мягче на экзаменах, не позволяют вольностей, тренировки и медитации начинаются с рассветом, никто не должен подумать, что у него есть привилегии, да и нет их, просто – все чувствуют Силу, и Сила его огромна, даже не обузданная. Энакин любит учиться, его не приходится будить на занятия, и иногда он даже прибегает пораньше и ждет учителя. Он всё любит: и учиться, и отдыхать, и ходить с учителем в город, и играть со сверстниками, и ест за троих, он спешить жить так жадно, это совсем не удивительно для бывшего раба, совершенно нормально для мальчишки и недопустимо для джедая. Оби-Ван вздыхает, прикрывает глаза на его шалости и говорит себе: с возрастом это пройдет. Всё время говорит себе это, и когда на Корусанте жаркое расслабляющее лето, а Энакин смеётся и тащит его купаться – поверить в это очень легко. Летом они тренируются еще засветло, а потом вместе медитируют под открытым воздухом, прямо напротив поднимающихся солнц. Медитировать его ученик любит меньше, чем всё остальное, но на занятия прибегает без опозданий, он обожает драться на мечах с учителем, он вообще обожает драться – и это пройдет. С молодыми джедаями тренируются деревянными подобиями мечей, но синяки Энакина совсем не пугают, он учится очень быстро и, показав ему новый прием, Оби-Вану на следующий день приходиться от него же защищаться. - Я просто мечтаю хоть раз достать вас, Учитель, - говорит он, чередуя все известные приемы. Он по-юношески ловкий и верткий, но никогда не отрабатывает удары как следует – сразу бьет как можно сильней, и парировать их пока ничего не стоит, слишком много огня, слишком мало техники, и в его возрасте Оби-Ван и не думал о возможности превзойти кого-либо, гордыня, о которой не должен знать Совет. - Для начала, - улыбается Кеноби в ответ, и движения у него легкие и выверенные, текучие, как и должны быть у джедая. – Научись хотя бы защищаться он моих атак. И его меч легко пробивает защиту и тыкается тупым концом под ребра, оставляя болезненный – судя по тому, как сморщился Энакин – синяк. Оби-Ван плохой учитель – он может говорить правильные слова, верить в них разумом и не верить сердцем, сердцем ему даже за такую боль жаль своего ученика, но он говорит строго, и выходит совсем никак: - Будь это настоящий меч – ты был бы мертв. - Знаю, Учитель, - отвечает Энакин. И атакует еще сильнее, плохо у него с защитой, и единственно верная для него тактика – умотать неопасными атаками, не давая времени собраться и ударить самому, слишком самоуверен, и когда он делает сальто, почти дотянувшись мечом до спины учителя – тот плавным, вытренированным движением разворачивается и сильно бьет его по ногам. Энакин морщится, шипит, падая на пол – еще бы, деревянным мечом у самых колен, но глаза его горят восторженно. - Я почти достал вас. Оби-Ван качает головой, хочет подать ему руку и помочь подняться или хотя бы погладить ушибленные колени, но сдерживается изо всех сил, ведь в битве его снисхождение к ученику стоило бы тому куда дороже; Оби-Ван куда худший, просто куда более усидчивый боец, и знает это. - Я отрубил тебе ноги. Энакин еще морщится, но встает, трет колени, уже снова тянется за своим мечом. - Это ерунда, учитель. Вы потом покажете мне, как защищаться от этой атаки, и я запомню. Но он не запомнил.

Нет страстей - есть ясность мыслей

Темная сторона опасна не только тем, что дает невиданную силу и власть, точнее – не во власти же дело, она может прятаться где угодно, в любой из страстей. Если ты сильно любишь женщину – знай, ты уже на полпути к Темной стороне, она пообещает вам вечную любовь, спокойствие и процветание. Если ты амбициозен и горд – Темная сторона пообещает тебе славу, и, что гораздо страшнее, даст её. Если ты слаб – а со страстью ты всегда слаб – она даст тебе Силу. Темная уродливая завлекающая госпожа с тысячью дорогих тебе лиц, подберет самое подходящее, против которого у тебя нет защиты. К моменту, когда Энакину исполняется шестнадцать, Оби-Ван уже знает: у его персональной Темной стороны яркие голубые глаза, угловатые большие ладони и губы. Такие губы, что не стоит смотреть на них пристально. Энакин совсем не уважает учителя и потому все понимает и дразнится, а, может, просто кажется, и не понимает он ничего. Тяжело рыцарям-джедаям ладить с падаванами в его возрасте. Особенно тем, кто очень плохо умеет говорить им нет. Энакину снятся кошмары – это не секрет ни для кого в Храме. У падавана нет никого ближе учителя – и это не секрет. То, что иногда Кеноби видит его на пороге своей спальни по ночам тоже сложно держать в секрете, но пока ученик мал, не кажется страшным или предосудительным. Магистр Йода видит дальше других, но он пока не определился. Оби-Ван знает, что должно произойти рано или поздно, и он готовится к этому, как к величайшей из своих битв, но когда Энакин стучится ночью в дверь его спальни и не мучается от кошмаров – он не готов. Он открывает дверь и впускает его, как предатели открывают врагам ворота крепости. - Могу я войти, Учитель? – спрашивает он, и кажется испуганным не меньше. Он еще не знает о том, что он Темная сторона, и отказать ученику в утешении от простого своего страха – значит подтолкнуть его туда, потому Кеноби кивает и пропускает. Просто поэтому, конечно же, а не потому, что хочет, и может отослать его в любой момент. Энакин садится на его кровать, кусает губы, не поднимая взгляда, Оби-Ван садится рядом, гладит его по плечу успокаивающе и готов объяснить и рассказать, как и должен хороший учитель, он говорит: - Я знаю, о чем ты думаешь. Нам нельзя делать этого. Он долго готовился к этому дню, он знает ответы на все возможные почему и утешения, и наставления, но Энакин просто фыркает, как будто не верит – тому, что учитель сам верит в эти глупые правила и нельзя в глубине души – ни капельки, и тянется, и кусает его губы настойчиво и неумело; губы у него мягкие, как у девушки. - Всего один разочек, Учитель, - ноет он шепотом. Мальчишка.

Нет хаоса - есть гармония

Вы многого не знаете даже о своих родных детях, даже если вы живете вместе и они отлучаются только на учебу и встречи с друзьями, даже если вы каждый день сидите у их кроватей, пока они не уснут, даже если они шепотом доверяют вам свои тайны. Падаваны не живут со своими учителями, не засыпают с ними вместе, Энакин не его сын и совсем на него не похож. Оби-Ван никогда бы не подумал, что его ученик может писать стихи, да и не интересовался тот никогда, но когда приезжает Падме – оказывается, всё время писал. Подслушивать нехорошо, но так случайно получается, когда Кеноби идет передать распоряжение Совета, случайно задерживается за дверью и слышит, как он читает ей стихи. Дрянные и глупые ужасно, он зовет её ангелом в них, она смеётся тихо, а потом он говорит – тихо, мягко, так незнакомо для его голоса: - А это – в тринадцать. И снова читает; он вспыльчивый, резкий и откровенный, вы очень много не знаете о своих детях, даже если по ним не скажешь, что они хоть что-то могут держать в себе. У него красивый голос, когда он читает эти плохие стихи, не стоит падавану так откровенно проявлять чувства к сенатору – к кому угодно – и можно легко представить, как шевелятся его губы и как он смотрит на неё – смущенно, но прямо. Надо бы сделать выговор ему за это, но подслушивать нехорошо, и Кеноби отходит от двери и ничего ему не говорит. Если бы это было возможно – это невозможно, никак, нет, но – они были бы прекрасной парой в райских пейзажах Набу.

Нет смерти - есть Сила

Он рано седеет, рано превращается в чудного старика-отшельника на краю пустыни, рано отвыкает говорить, впрочем, его эпоха уходит куда раньше, чем он сам. Старик Кеноби присматривает за мальчиком, старик Кеноби больше не хочет учить. Джедаи не испытывают эмоций, страха, горечи или вины, их не царапает совесть маленькими зелеными коготками, им не снятся кошмары, джедаев нет давно, и когда старик Бен приходит в город в потрепанном коричневом плаще – никто даже не собирается его ловить, не узнает даже как героя сказок, и – всё это грустно. У Люка голубые, как у отца, глаза, и Кеноби всё же часто снятся сны. Он не видел своего ученика – бывшего ученика – живьем с тех пор, как оставил, но достаточно – в записях и донесениях, когда еще не был стариком Беном, чтобы знать, какое теперь у него дыхание, как слышатся его шаги, что движения у него теперь медлительные и неестественные, под черной маской не видно лица и – словом, знать достаточно. Он знает, что им придется встретиться – так шепчет Сила, таковы законы судьбы, которая совсем разлюбила джедаев – он думает об этом слишком часто, да и чему, как не ностальгии предаваться на старости лет, наверняка, потому сны и снятся. В этих снах он такой же – седой, со сморщенными болезненными руками, он слышит шаги – те, из записей, которые он представлял сотни вечеров подряд, слышит его дыхание – уродливое сопение машины, предателя. А потом он оборачивается и – у Дарта Вейдера совсем не такие, легкие, мальчишеские движения. Дарт Вейдер снимает шлем и смотрит на него сияющими, укоряющими голубыми глазами, он не изменился ничуть, он мальчишка, а Кеноби – старик. У него непослушная челка, полные губы и шрам у брови, и ни единого ожога на лице, у Энакина его ученика. - Что же вы, учитель, - говорит он грустно. Каждый сон говорит так. А потом падает, словно резко убрали ему ноги из-под защитной брони, кричит, и ожоги покрывают его лицо. Или – прижимается к нему, к груди его, и плачет. Или – говорит пойдем со мной, нет никакой Темной стороны, пойдем, пойдем, канючит, и становится меньше, десятилетним мальчишкой на глазах, мне страшно там одному. Или – говорит давай я убью императора, если я убью его – ты простишь меня? Возьмешь к себе назад? Я всё исправлю, - говорит он. Всё такой же ужасно самоуверенный. Кеноби не знает, как это будет, но уверен в одном – Дарт Вейдер закончит то, что начал лет двадцать назад, и убьет, наконец, старика.

Пятистрочная Мантра

Погружаемся в Lore

  • Кристальный Кодекс

    Кристалл - сердце клинка.
    Сердце - кристалл джедая.
    Джедай - кристалл Силы.
    Сила - клинок сердца.
    Всё взаимосвязано.
    Кристалл, клинок, джедай.
    Вы едины.
  • Кодекс джедаев был переписан гранд-мастером Люком Скайуокером при восстановлении Ордена джедаев:
    1. Джедай является хранителем мира в Галактике.
    2. Джедай использует свои знания для защиты.
    3. Джедай уважает любые формы жизни.
    4. Джедай служит другим, а не правит ими, на благо галактики.
    5. Джедай стремится к самосовершенствованию через познание и тренировки.
  • Четвертая строка «Нет хаоса - есть гармония» отсутствует в некоторых джедайских текстах.
  • В помощь джедаям написаны другие кодексы, которые не входят в исходный Кодекс джедаев.
  • Существуют другие принципы, которые не упомянуты в Кодексе, но должны быть известны всем джедаям:
    1. Джедаи - защитники цивилизации, но не позволяют цивилизации беспричинно нести разрушение.
    2. Джедай использует силу ради знания и защиты, никогда для нападения или личной выгоды.
    3. Как очевидно следует из Кодекса: джедай не может действовать ради обретения власти.
    4. Световой меч - символ принадлежности к Ордену джедаев.
    5. Джедаи не вступают в брак (кроме исключительных случаев), чтобы не создавать привязанностей - как объясняла Верджер - чтобы не создавать династий, чувствительных к Силе. Однако в различные периоды истории Ордена, например, в эпоху до Экзара Куна и в реформированном Скайуокером Ордене джедаев, брак запрещён не был. Не был запрещён брак и в среде кореллианских джедаев, являвшихся автономным образованием внутри Ордена.
    6. Джедаи уважают друг друга и любые формы жизни.
    7. Джедай ставит нужды общества выше нужд отдельной личности
    8. Джедай должен защищать слабых и беззащитных от зла.
    9. Джедай всегда должен помогать в бою или конфликте.
    10. Джедай не должен иметь желаний, он должен проявлять самодостаточность.
    11. Джедай не должен управлять другими. (В последние годы Республики были споры, являлся ли этот принцип частью Кодекса).
    12. Мастер-джедай не должен одновременно иметь более одного падавана. (Это правило появилось после Старых войн ситхов. Большинство древних мастеров: Арка Джет, Тон, Водо-Сиоск Баас и Кринда Дрей - его не соблюдали. Митра Сурик также одновременно тренировала несколько учеников из-за их чувствительности к Силе и необходимости дать галактике джедаев. К 32 ДБЯ принцип «один учитель - один ученик», по-видимому, стал общепринятым. Однако из-за нехватки мастеров в Академии Люка Скайуокера каждый из них был вынужден тренировать нескольких падаванов, например, Джейден Корр и Рош Пенин обучались у Кайла Катарна).
    13. Кодекс не устанавливал ограничений по возрасту, в котором можно стать падаваном, однако мастер-джедай Симикарти написал вариант Кодекса, в котором вводилось такое ограничение. Со временем оба варианта слились в один. В эпоху Ревана в ученики брали с раннего детства. После окончания Новых войн ситхов джедаев стали обучать с младенчества, что вызвало неприятие тех, кто не состоял в Ордене. В то же время Номи Санрайдер начала обучение взрослой, так же, как и ученики Митры Сурик, и многие джедаи Нового Ордена.
    14. Джедай не убивает безоружного оппонента. (Вопреки этому принципу Энакин Скайуокер казнил графа Дуку).
    15. Джедай не ищет мести. (Вопреки этому принципу Энакин Скайуокер вырезал племя народа песков).
    16. Джедай не цепляется за прошлое.
    17. Джедаи не убивают пленных.
Загрузка...